Все должно быть по закону

На вопросы отвечает военный прокурор отдела обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах подполковник юстиции Р.С. ЛИСЮК.«Здравствуйте! Я бывший военнослужащий, имеющий более 20 лет выслуги, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, с 13 мая 2010 г. находился в распоряжении командира в/части до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам в избранном месте на территории России.

В марте 2014 года обратился в жилищный орган Минобороны России с просьбой изменить избранное место жительства с одного города на другой.

В апреле 2014 г. командованием воинской части представлен к увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. 28 мая 2014 г. я уволен с военной службы по указанному основанию приказом командующего Черноморским флотом.

Поясните: законны ли действия командующего Черноморским флотом и командира воинской части?

Алексей Юрьевич, Севастополь».

— В соответствии с п. 19 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, изъявившим желание после 1 января 2014 г. изменить ранее избранное место жительства, предоставляется только жилищная субсидия (ст. 26 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8). Аналогичная прямая норма изложена в ч. 2 ст. 3 федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Поскольку вы после 1 января 2014 г. (п. 19 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» введен федеральным законом от 28.12.2013 N 405-ФЗ) изъявили желание изменить ранее избранное место жительства, значит, вы вправе претендовать на реализацию своих жилищных прав лишь в форме жилищной субсидии, лишившись возможности получить жильё по договору социального найма или в собственность. При этом для расчёта размера жилищной субсидии выбор конкретного населённого пункта в качестве избранного места жительства значения не имеет.

Право заявителя на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в форме предоставления жилищной субсидии в соответствии с п. 1 ст. 23 федерального закона «О статусе военнослужащих» может быть вами реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы.

На основании вышеизложенного следует, что действия командующего Черноморским флотом и командира воинской части являются законными.

Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N ВКГПИ 14-47.

* * *

«Здравствуйте! Я более 10 лет проходила военную службу по контракту на различных должностях сержантского состава. В связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе и моим желанием досрочно уволиться с военной службы я была выведена в распоряжение командира в/части до обеспечения меня и члена моей семьи (одного ребенка) жилым помещением по установленным нормам в избранном постоянном месте жительства в Белгороде.

В июле 2014 г. я была уволена с военной службы, поскольку признана обеспеченной жилым помещением по месту прохождения военной службы, так как у меня в собственности в Севастополе есть квартира площадью 28,7 кв. м.

Считаю, что действия командования Черноморского флота являются незаконными, поскольку меня уволили без обеспечения жильем по учетным нормам 18 кв. м.

Елена Любомировна, Севастополь».

— Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Севастополе» N 21/893 от 24 декабря 1984 г. установлено, что граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае их обеспеченности жильем ниже 5 кв. м жилой площади на 1 человека.

На основании вышеизложенного следует, что командование Черноморского флота обоснованно пришло к выводу о том, что вы обеспечены жилым помещение по месту прохождения военной службы по установленным нормам и увольнение с военной службы является законным.

Другие статьи этого номера