«Насколько актуальна для вас проблема нехватки врачей в городских медучреждениях? Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?» — такой вопрос был задан читателям в нашей традиционной рубрике. Следует отметить, что ответы читателей были очень разноплановыми и эмоциональными. Однако в своих оценках принявшие участие в опросе севастопольцы были на редкость единодушны, сойдясь во мнении, что проблема нехватки кадров, а точнее, тех медиков, которые работают «на передовой» (высокооплачиваемые руководители по собственному желанию, как правило, не увольняются), в городских медучреждениях очень актуальна, и решать ее нужно с помощью материального стимулирования. Только тогда решится и вторая актуальная для городской медицины проблема — к пациентам в медучреждениях начнут относиться по-человечески.
«СКОРЫХ» НЕ ХВАТАЕТ, НА ПРИЕМ К СПЕЦИАЛИСТАМ ПОПАСТЬ НЕВОЗМОЖНО…
— Проблема нехватки кадров в городских медучреждениях очень актуальна на сегодняшний день, — пишет в электронном письме Татьяна Полякова. — 9 августа вечером моего сына (1982 г.р.) укусила уличная собака. 10 августа обратились по месту жительства в поликлинику N 9 (Балаклава). Так как травматолог принимает два раза в неделю (то есть 11 и 14 августа), нас направили в травмпункт горбольницы N 1… В очереди сидели с 10.00 до 14.10! Сделали уколы, перевязку, дали справку на этот день и рекомендовали показаться травматологу 12 августа по месту жительства. Спрашивается, каким образом это сделать, если, как уже сказано, травматолог вел прием только 11 и 14 августа в рабочее время? Хорошо, если все обойдется для сына без последствий, а если нет? Кто тогда будет виноват? Почему на весь город работает всего один травмпункт? Почему, чтобы туда попасть, нужно 4 часа отсидеть в очереди?
С этим мнением солидарна дозвонившаяся в редакцию тезка Татьяны Поляковой.
— Для меня это очень больной вопрос, — делится наболевшим Татьяна Петровна Долгова. — У нас на Северной стороне работают только две машины «скорой помощи», хотя раньше было пять. У меня сын диабетик, и когда ему вечером стало очень плохо, вызвали «скорую помощь», которая так и не приехала. В ответ на мои звонки и мольбы о помощи там отвечали, что свободной машины нет и что если мы можем сами справиться с проблемой, то чтобы справлялись. Слава Богу, к утру мы собственными силами с приступом справились. В этот раз обошлось, но в другой раз все может закончиться трагически. И это пугает.
Сын болен диабетом 23 года. Сейчас нам говорят, что диабет — это не болезнь, а образ жизни. В Америке, может быть, и так. А у нас с такими осложнениями и наплевательским отношением к людям просто не выжить!
Я считаю, что правительство Севастополя должно озаботиться этой проблемой, если департамент здравоохранения не может ее решить. Если не хватает бригад на «скорых», разрешите хотя бы больных, которые своим ходом добрались, принимать в медучреждениях. Потому что сейчас если не на «скорой», а сам привезешь больного, то его не примут и помощь не окажут.
Очень хотелось бы, чтобы ко всем пациентам, без исключения, в медучреждениях относились по-человечески. Моей соседке Алле Михайловне 87 лет. Каждый визит в поликлинику для нее — большое испытание (ходит еле-еле). Так, на днях ей необходимо было сдать, извините за подробности, анализ мочи (камни в почках). Она его принесла, но забыла дома направление, и анализ не приняли. Отправили домой за направлением. А когда она снова пришла уже с направлением, то все равно не взяли, так как «время вышло»… Вы бы видели, как она после всего этого рыдала! Отношение к людям в медучреждениях откровенно наплевательское. Больным остается уповать лишь на своего ангела-хранителя. Будьте здоровы! До свидания.
С тем, что гарантированная государством бесплатная медицинская помощь становится недоступной, согласна и дозвонившаяся в редакцию Евгения Петровна.
— Мне 86 лет, отношусь к поликлинике на пл. Геннериха, — рассказывает она. — Попасть на прием к специалистам невозможно. Заболел у меня глаз. Сначала иду в поликлинику, чтобы записаться к участковому врачу. Отстояв очередь, беру у нее направление к окулисту, потом записываюсь к нему за несколько дней… Зачем такая волокита? Я в последний раз, когда в поликлинику ходила, целый день там отсидела, а толку никакого.
Все знают, что если болит глаз, то надо идти к окулисту, если горло — к лору. Почему я не могу записаться к нужному мне врачу напрямую и должна терять столько времени в очередях? В нашей поликлинике остался один участковый врач, который мечется по всем участкам, и к нему не пробьешься.
Раньше у участников Великой Отечественной войны был отдельный врач-терапевт, поэтому мы знали, что, придя в поликлинику, обязательно попадем на прием. А сейчас ходишь-ходишь, а толку мало. Лично я на все это безобразие уже плюнула и не хожу больше в поликлинику, хотя здоровье оставляет желать лучшего.
Нас, участников Великой Отечественной войны, мало осталось. Хочу попросить правительство: уважьте, пожалуйста, ветеранов. Сделайте так, чтобы медицинскую помощь можно было получить без проволочек.
«ИДИТЕ В ПЛАТНУЮ!»
— Вопрос с нехваткой врачей, конечно, злободневный, — продолжает разговор Зоя Михайловна Швытько. — У нас в поликлинике на ул. Силаева хоть караул кричи! К терапевту очередь огромная, запись на месяц вперед. Меня на даче что-то укусило — расчесала, рана на ноге не заживает, а к врачу попасть не могу. Спрашиваю в регистратуре, что мне делать, а мне отвечают: «Идите в платную!» И зачем такая медицина нужна? Зачем, спрашивается, тогда мне полис ОМС выдавали? При моей пенсии в 8 тысяч рублей по платным врачам не находишься. Неужели своим многолетним трудом я не заслужила человеческого отношения к себе? Сейчас вынуждена заниматься самолечением, но рана по-прежнему не заживает.
Считаю, что так дальше продолжаться не может. Пусть городское руководство займется наконец решением кадровой проблемы. Обеспечьте врачам достойную зарплату, чтобы они шли работать в государственные медучреждения, а не по частным клиникам разбегались!
Полностью солидарна с предыдущим мнением и проживающая на ул. Горпищенко Любовь Яковлевна:
— Предлагаю сделать зарплату участкового врача на 10-15% ниже, чем у главного врача, и тогда ситуация изменится к лучшему, — говорит она. — У нас в поликлинике на пл. Геннериха на 10 участков осталось только 4 терапевта, причем один из них сейчас в отпуске. Дайте людям достойную зарплату, и они пойдут работать, а за копейки при такой нагрузке никто работать не будет. Или пусть сам главврач на прием садится.
— Так получилось, что в моей семье и семьях друзей много медработников, поэтому о проблеме нехватки врачей в медучреждениях знаю, как говорится, не понаслышке, — продолжает разговор Галина Ивановна. — Дорожной картой здравоохранения Севастополя на 2014-2018 гг. установлены показатели по заработной плате медработников: для врачей — 31178 руб., для среднего медперсонала — 21210 руб., для младшего и фармацевтического персонала — 12596 рублей. Но на деле медработники получают намного меньше. Так, за июнь 2015 года в онкодиспансере врачам было начислено до 18 тысяч рублей, медсестрам — от 6 до 12 тысяч рублей, младшему персоналу — до 8 тысяч рублей. При этом сотрудники управления больницы получили зарплату от 30 до 90 тысяч рублей. Аналогичная ситуация и в других медучреждениях. На «скорой помощи», например, санитар-водитель получает зарплату на 200 рублей больше, чем уборщица, и в 10 раз меньше, чем начмед. А нагрузка у тех, кто работает с больными «на передовой», в разы больше, чем у тех, кто находится «в тылу». Неудивительно, что только за последние два месяца из онкодиспансера уволились 22 медработника, продолжают увольняться и сотрудники бригад «скорой помощи»: при таком раскладе в государственных медучреждениях в ущерб своим семьям остаются трудиться только одержимые своей профессией, которые полагают, что медицинская помощь больному не должна зависеть ни от времени, ни от зарплаты.
Лично я считаю, что принцип социальной справедливости все же должен соблюдаться, иначе мы потеряем последних грамотных специалистов (подготовка приходящим им на смену, ежели таковые находятся, молодых специалистов, увы, оставляет желать лучшего). И тогда даже новейшее оборудование, которое поступает в Севастополь, не сможет изменить ситуацию к лучшему.
«ЭТО НАСТОЯЩАЯ КАТАСТРОФА!»
Катастрофической называет ситуацию в городской медицине дозвонившийся в редакцию Виктор Александрович.
— В нашей портовой поликлинике, что в Камышовой бухте, работать уже некому, — рассказывает он. — У меня жена — инвалид 2-й группы, а обратиться за медицинской помощью не к кому — врачей нет! Остался один невропатолог, который сейчас находится в отпуске, и один эндокринолог, который тоже в отпуске. Работает только один терапевт, остальные врачи разбежались. Вместо травматолога на приеме сидит зав. поликлиникой. А ведь были у нас хорошие, грамотные, опытные врачи. Куда все делись — не знаю, даже рецепт на жизненно необходимые лекарства выписать некому.
Это настоящая катастрофа! Городские руководители, ищите способы вернуть медиков на их рабочие места, если замены им нет! Повысьте им зарплату, выделите служебное жилье, наконец! Сделайте же что-нибудь, потому что так дальше продолжаться не может.
— В поликлинике на ул. Супруна уже несколько месяцев нет эндокринолога, записаться к врачам невозможно, — продолжает разговор Инна Михайловна. — Я считаю, что надо платить такую зарплату, чтобы врач был заинтересован работать в поликлинике, а не в частной клинике. Врачи старой школы — квалифицированные. А кто придет им на смену? Уровень образования падает везде, и для нас это страшно. В данном случае нужны конкретные решения, а не разговоры.
Тяжелый труд рядовых медработников должен оплачиваться адекватно, а не так, что одни зарабатывают на рабском труде других, получая за их счет премии и стимулирующие надбавки, в то время как первые еле-еле сводят концы с концами. Городским властям пора наконец озаботиться вопросом, как вернуть на рабочие места разбежавшихся медиков. Иначе нас ожидают очень тяжелые времена.
Очередные два письма, пришедшие по электронной почте, отличались лаконичностью: «Надо больше внимания уделять здоровому образу жизни, тогда не надо будет увеличивать количество врачей, — утверждает Виктор Иванович. — Много девушек и женщин курят и употребляют алкоголь. Смогут ли они родить здоровых детей? И главное: где вы собираетесь брать хороших врачей при нынешнем образовании? Надо срочно отменять ЕГЭ!»
«Добрый день! Отвечаю на вопросы решения проблем в области здравоохранения: первое — закрыть частные медучреждения (или хотя бы сократить их численность); второе — дать достойную зарплату врачам; третье — назначить нового начальника здравоохранения. С уважением Куташова Татьяна Аркадьевна«.
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ, И НЕ ТОЛЬКО
Еще одну наболевшую для пациентов проблему затронула в своем обращении в редакцию Александра Ивановна Леонтьева.
— 7 августа в 12.15 я попала в аварию: ехала в троллейбусе N 10, который в районе центрального загса «подрезала» машина, — рассказывает наша читательница. — Троллейбус резко затормозил, и я ударилась носом о перекладину. Кровь из разбитого носа залила все вокруг. Водитель троллейбуса предложил вызвать «скорую», но я отказалась, так как ждать ее долго, и быстрее было самой добраться до 1-й горбольницы.
В общем, где-то в 12.50 пришла я в приемный покой, попросила дать салфетку, чтобы кровь остановить, — не дали, отправили в травмпункт. А там толпа людей: «Ждите!» Вернулась в приемное отделение, еще раз прошу дать салфетку, чтобы до дома доехать, — снова не дали! Предложили подождать лор-врача, который неизвестно когда освободится. Но, опять же, у меня с собой полиса ОМС не было, на руках одно лишь пенсионное удостоверение.
В шоковом состоянии вышла на улицу и минут десять плакала от бессилия. Было очень плохо и обидно (это ж надо, салфетку пожалели!). В результате незнакомая женщина на улице дала мне салфетки, чтобы кровь не лилась на одежду. Кое-как доехала домой, отлежалась. Синяки с лица уже почти сошли. Правда, мучают сильные головные боли, но в поликлинику больше не пойду. Там, где нет человеческого отношения, помощи ждать не приходится. Знаю это из личного опыта.
Недавно лежала в урологическом отделении. Главный уролог сказал, что мне ВМП нужна (камни в почках), но 12 дней продержали и ничего, кроме рентгена, не сделали. Зато в эпикризе, который передают в страховую компанию, написали, что пролечили меня аж на 36,5 тысячи рублей (масса анализов, разнообразное лечение, в том числе травами). Написала заявление в страховую с просьбой разобраться, куда ушли государственные денежки за лечение, которое я не получала. Ответа до сих пор жду. В связи с этим у меня вопрос: до каких пор все это будет продолжаться? Лично я в ужасе от того, что происходит. Когда же, наконец, к больным людям в медучреждениях начнут относиться по-человечески?!
Вот такой получился опрос.
* * *
А сейчас предлагаем нашим уважаемым читателям очередной «Вопрос в лоб»: «УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ УБОРКОЙ МУСОРА С ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДВОРОВ?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 21 августа, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 24 августа.