На севере и юге

На севере и юге

КАК РУССКИЙ ОФИЦЕР ЧУДОМ СПАССЯ С ТОРПЕДИРОВАННОГО КОРАБЛЯ И ТАНЦЕВАЛ С БРИТАНСКОЙ ПРИНЦЕССОЙ.
На этой неделе Крым и Севастополь принимают необычных гостей — ветеранов полярных конвоев. Трое британских моряков, которые во время Великой Отечественной сопровождали караваны кораблей, везущих важные грузы для СССР — от автомобилей и танков до продуктов, увидели южную колыбель российского флота.

В Севастополе живёт человек, которого ветераны флота называют легендой. 103-летний Леонид Дмитриевич Чулков о северных конвоях знает не понаслышке — весной 1944 года он входил в состав спецкоманды для приёмки боевых кораблей по ленд-лизу в Великобритании.

ПУТЬ К «ДОСТОЙНОМУ»

Даже за год до окончания войны все морские пути были опасными. У британских моряков существовало множество примет, сулящих кораблю удачный поход. Но ни одна не сработала с транспортом «Уильям С. Тайлер», на котором находилась советская делегация. Взрыв торпеды, пущенной с немецкой подводной лодки, был такой силы, что носовую часть корабля оторвало и она затонула сразу же. Погибли 67 человек. Кормовая часть держалась на плаву, с судов сопровождения тут же спустили шлюпки, чтобы спасти моряков. Среди уцелевших был капитан-лейтенант Леонид Чулков.

На британскую землю он ступил в Гриноке. Отсюда делегацию повезли по железной дороге в порт Норд-Шилдс, предстояло осмотреть эсминцы, которые Великобритания передавала СССР. Корабли тут же получали новые имена, старшим помощником командира одного из них — эсминца «Достойный» — стал Леонид Чулков.

За неполных два месяца советские моряки привели корабли в порядок, уже в июле на них был поднят флаг ВМФ СССР. А незадолго до отправления уже советских кораблей в честь наших моряков командование Королевского флота Великобритании устроило прощальный обед.

«Проходил он на плавбазе «Калапия», — вспоминал Леонид Дмитриевич. — Нам сообщили, что на обеде будут члены королевской семьи. После того, как мы посидели за столами, выслушали тосты в честь российских и английских моряков, наступила неофициальная часть: можно было поговорить друг с другом, потанцевать. Я увидел рояль. Сел за него, начал наигрывать романс «Калитка», помните: «отвори потихоньку калитку…»? Тут подошёл наш командир с очаровательной дамой, похвалил меня. И девушка тоже сказала несколько приятных слов».

Как раз в этот момент заиграл оркестр, и капитан-лейтенант Чулков поклонился даме, приглашая её на вальс. Только в конце вечера он узнал, с кем довелось потанцевать — с принцессой Елизаветой, которая через восемь лет станет королевой Великобритании.

КОГДА ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ

Обратный путь для «ленд-лизовских» эсминцев оказался более спокойным, они благополучно присоединились к конвою и дошли до Кольского залива. «Достойному» предстояло служить в Беломорской флотилии, сопровождать северные конвои.

Вот только малая часть из его послужного списка: «8 ноября 1944 г. Эсминец «Достойный», тральщик Т-883 и охотник БО-219… провели конвой в губу Белушья. «Достойный» на переходе 9 ноября в 45 милях к северу от острова Колгуев обнаружил подводную лодку противника и атаковал ее глубинными бомбами.

15 ноября. Эсминец «Достойный» из губы Белушьей повел конвой НЗ-6… в районе острова Матвеева обнаружил подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами.

20 ноября. Эсминец «Достойный» совместно с минным заградителем N 93, тральщиками Т-109, Т-110, Т-122 и охотником БО-141 повели конвой ЮБ-5 от Югорского Шара».

А Леонид Чулков встретил Победу с двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями. Они — за оборону Крыма, освобождение Новороссийска, потопление немецкой субмарины на Северном флоте… Через год после того, как молодой офицер увидел эсминец «Достойный», он стал его капитаном.

На Черноморский флот он вернулся в 1949 году старшим помощником командира линкора «Новороссийск», два года спустя — командиром крейсера «Адмирал Нахимов». Именно на этом корабле впервые в Советском Союзе установили новое секретное оружие — крылатые ракеты. «Адмиралу Нахимову» досталась честь совершить первый послевоенный поход советских кораблей в Средиземноморье: это был официальный визит в Республику Албанию.

Леонид Дмитриевич вспоминал, что по распоряжению адмирала Горшкова всем офицерам, участникам похода, сшили новую форму, а с винзавода «Массандра» на каждый корабль погрузили по ящику марочного вина 1939 года. Оно чудом уцелело во время оккупации Крыма, ящики успели замуровать в подвалах.

В 1955 году на Черноморский флот прибыла делегация первых лиц страны, возглавлял которую Никита Хрущев. Леонид Чулков докладывал им о новейшем вооружении флота и отвечал на вопросы. Глава государства лично поинтересовался у него: какие же стране нужны корабли? И услышал в ответ: «В числе прочих — авианосцы!» Это заявление Хрущеву не понравилось, он считал, что крупные корабли как раз флоту не требуются.

Но через год изменил мнение, когда снова побывал на «Адмирале Нахимове» уже вместе с Брежневым и лидером Югославии Тито. Тогда он увидел, как ракета, пущенная с корабля, поразила щит, находившийся на дистанции около 45 км от крейсера. Хрущев, довольный, сказал, указывая на капитана 1 ранга Леонида Чулкова: «Вот он этими ракетами весь американский флот может разбить!»

Н. СЕРЁГИНА, газета «Аргументы и факты» (Крым), N 41 за 7-13 октября 2015 года.

Другие статьи этого номера