Отчет в буйстве красок юга

Отчет в буйстве красок юга

«Слава Севастополя» уже информировала читателей о состоявшейся в
Москве масштабной выставке произведений изобразительного и
декоративно-прикладного искусства «Художники Крыма». В беседе с
корреспондентом газеты председатель городского отделения творческой
общественной организации «Союз художников России» Иван Грищенко
остановился на некоторых важных деталях события — этапного в жизни
содружества живописцев и ваятелей не только полуострова, но и всей
страны.- И это действительно так, — говорит Иван Михайлович. — В специальном сообщении пресс-службы Союза художников России так и было сказано: вернисаж, о котором мы ведем речь, проводится «впервые в отечественной истории». Для участия в нем были приглашены действующие в нашем крае региональные организации творческого союза: Республики Крым, Севастополя и Ялты.

— Что предшествовало широкому показу художественных полотен, графических работ и скульптуры требовательному и искушенному столичному зрителю?

— Со времени знаменательной «крымской весны» прошло не так уж и много времени. Принесенные ею в нашу жизнь коренные перемены в полной мере коснулись деятельности нашей творческой организации. Так, первой на полуострове ею проведено учредительское собрание в рамках российского законодательства. Это произошло 5 июня 2014 года. Первыми получили билеты членов Союза художников Российской Федерации наши ветераны. На тот день во вновь созданной региональной организации состояло 74 человека — это Евтушок, Коваленко, Моисеенко, Новиков, Ольхов, Шорохов, Шадрин, Шипилин, Шевченко, Цихиев, Ярышкин и другие известные мастера. Некоторые из них сохранили документы, свидетельствующие об их принадлежности еще к Союзу художников СССР.

— Конечно, с лета 2014 года вам было известно о предстоящем полном творческом отчете перед москвичами.

— О поездке в столицу со своими работами нас предупредили заблаговременно. Мы готовились достойно предстать перед любителями живописи Белокаменной. Нас волновал вопрос: как будут выглядеть наши работы на фоне произведений московских коллег? У себя дома мы очень требовательно отнеслись к оформлению выставки «Художественные традиции Крыма в российском изобразительном искусстве». Она работала в августе 2014 года в галерее «Южный Эрмитаж». К ее подготовке были привлечены сотрудники Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого, ФГБУ культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя», наше региональное отделение Союза художников России. К нам также приехала группа москвичей со своими полотнами. Так выставка стала совместной — севастопольцев и столичных мастеров. Это был потрясающий вернисаж. Видное место в зале было отведено для показа полотен из фондов Художественного музея им. М.П. Крошицкого кисти Геннадия Арефьева, Геннадия Брусенцова, Павла Мирошниченко, Зиновия Филиппова, Мая Чухланцева, самого Михаила Крошицкого. Лучшие из лучших картины доставили в «Южный Эрмитаж» из фондов ФГБУ культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя». Это, например, проникающие глубоко в душу образы картины Анатолия Сухоруких «Матери Севастополя». На второй странице обложки каталога, выпущенного к выставке, была помещена репродукция картины Натальи Василенко «Виват Черноморскому флоту» — ключевой эпизод поездки Екатерины II в Крым. Она тоже из фондов Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

— На первой странице упомянутого вами каталога размещена репродукция картины Анатолия Шорохова «Синопский бой».

— Знаковый выбор московских издателей каталога. На выставку были отобраны еще две работы Анатолия Федоровича: «Начало строительства Севастополя» и «Последний бой на 35-й береговой батарее». Владимир Адеев, Владимир Болотный, Александр Бурцев, Виктор Коваленко, Наталья Плисс, Сергей Чурсин — всего 36 севастопольских мастеров живописи стали авторами выставки в «Южном Эрмитаже».

— А что же москвичи?

— Их было одиннадцать. Они решили заявить о себе в Севастополе картинами главным образом на крымскую тематику. Николай Боровской — один из них. Великолепный его вид керченской горы Митридат. Еще бы! Николай Иванович — народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, член ее президиума, лауреат премий правительства страны, а также премий Пластова, Попкова и других престижных наград. Здорово! Но мы, крымчане, отмечали еще одно обстоятельство: маститый Николай Боровской, как и некоторые наши живописцы, учился в Симферопольском художественном училище имени Самокиша. Как говорится, наш человек в Москве, и Николай Иванович этого не скрывает, гордится даже, с готовностью нам помогает. На вернисаже в «Южном Эрмитаже» были также разделы скульптуры, графики, прикладного искусства и даже театрально-декоративного искусства.

— Иван Михайлович, все-таки главная тема нашей беседы — проведенная накануне Нового года в Москве выставка «Художники Крыма»…

— Ее успеху сопутствовал «Южный Эрмитаж», и не только он. Готовясь к свиданию со столицей, группа наших художников откликнулась на приглашение организаторов вернисажа, посвященного 70-летию Великой Победы. Он проходил в залах Михайловской батареи. Пользуясь случаем, хочу отметить успех нашего земляка Алексея Петрухина: он стал лауреатом премии «Русская галерея — XXI век» за 2014-2015 годы в номинации «Пейзаж». Среди обладателей этой премии по итогам минувших лет мы видим такие знаковые фигуры в изобразительном искусстве, как Зураб Церетели, Илья Глазунов, представленного уже нами Николая Боровского и других мастеров. И последнее: в плане подготовки к творческому отчету в Москве в выставочных залах крымского отделения Союза художников РФ мы оформили совместную выставку. Это, скажем так, был генеральный смотр перед тем, как отправиться в столицу.

— И вот вы в Москве…

— Так как в отличие от крымчан мы, севастопольцы, в Белокаменную отправились за свой счет, то на церемонии открытия вместе со мною были Роман Грищенко, Евгений Смирнов, Николай Карпов, Сергей Берлов, Марина Карпова и Сергей Шевченко — всё. Свой отклик на вернисаж авторитетная столичная газета «Культура» озаглавила так «Из Крыма — на Крымский». Да, выставку разместили в выставочных залах Союза художников Российской Федерации на Крымском валу. Ни крымчане, ни ялтинцы, ни мы, севастопольцы, не принимали участия в размещении представленных работ по выставочным площадям. Все хлопоты взяли на себя поднаторевшие в этом деле москвичи. Об их профессионализме могли говорить различные высокие звания. Нам стало известно, что вначале они собирали экспонаты отдельно: Севастополь, Ялта и Республика Крым. Но отказались от этой идеи. Выставка получилась смешанной, общей. На самом ее видном месте было размещено величественное полотно севастопольца Сергея Шевченко «Благословение Севастополя». Рядом пометили работы тоже наших земляков — Романа Грищенко, Игоря Шипилина и Ани Кушнир. В своей публикации газета «Культура» дает справку о реализации «грандиозного проекта «Художники Крыма»: это 231 участник из 13 городов полуострова и свыше 360 произведений живописи, скульптуры и других жанров искусства.

— Каков вклад Севастополя в эту, действительно впечатляющую экспозицию?

— На момент открытия в Москве вернисажа «Художники Крыма» в нашей региональной организации Союза художников Российской Федерации состояло 80 человек, 60 из них были представлены в столице своими работами. Только в разделе «Живопись» прошло 110 картин севастопольских авторов. Москвичи, например, увидели этапные в творчестве Анатолия Шорохова полотна «День Победы» и «Колоски», пленительный крымский зимний пейзаж Игоря Шипилина, яркий натюрморт Варвары Грищенко. Кстати, его воспроизвели также на страницах газеты «Культура». Союз художников России возглавляет Андрей Ковальчук — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат госпремии Российской Федерации и прочее, прочее, прочее. Он — скульптор. Андрей Ковальчук — автор открытого недавно в Москва, на Поклонной горе, памятника героям Первой мировой войны. Титулованный мастер и администратор выступил на церемонии открытия «Художников Крыма», заявив: «Хотелось бы, чтобы работы крымских живописцев увидели во всех городах России».

— Выставка состоялась. Что дальше?

— Там же, в Москве, было заявлено о желательности проведения выставки молодых художников. Ей обязательно будут предшествовать показы их работ в регионах, в том числе и в Севастополе. В настоящее время на гранты президента страны осуществляется крупный проект по изданию солидных книг о творческих наработках художников региональных организаций. Уже увидели свет девять томов. Десятый будет наш, крымский. В Белокаменной не раз мы слышали упоминания о наших славных предшественниках — Константине Богаевском, Максимилиане Волошине, Николае Самокише… При этом отмечали, что крымские художники нынешнего поколения — достойные продолжатели их традиций. Это самая высокая похвала.

* * *

Цитата

В проекте «Художественные традиции Крыма в российском изобразительном искусстве» для творческого сообщества принципиально важна объединительная цель.

Татьяна Бойцова, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ.

* * *

Цитата

Экспозиция поражает разнообразием: нашлось место и живописи, и графике, и скульптуре. Главная тема — конечно, сам Крым. Некоторые картины написаны еще в 80-х минувшего века, но есть совсем свежие, например, полотно севастопольца Александра Шадрина «Домой в Россию».

Газета «Культура».

Фото автора.

Другие статьи этого номера