В 70-е годы прошлого века Севастополь активно развивался как
промышленный, научный и культурно-исторический центр юга СССР.Открытие города в 1959 году способствовало увеличению численности населения. В 1970 г. в Севастопольском районе проживало 255200 человек, а к 1980-му число жителей увеличилось до 340500. С середины 70-х годов продолжались расширение городской территории и увеличение застройки, продиктованные созданием и бурным ростом новых промышленных предприятий, научных институтов и исследовательских бюро в отраслях приборостроения, судостроения и судоремонта, рыбной отрасли.
Новые реалии диктовали необходимость развития городской транспортной инфраструктуры. В 70-е годы троллейбусное хозяйство города достигло своего расцвета и стало одним из крупнейших в Крымской области и на юге СССР. Троллейбусные линии охватили все жилые массивы и связали их с промпредприятиями, центром города, вокзалами. Троллейбусы перевозили свыше 70% всех пассажиров городского транспорта. В 1975-м Севастопольский отдел коммунального хозяйства разработал «Перспективу развития горэлектротранспорта в Севастополе на 1976-1990 гг.», которой предусматривалось: строительство третьего троллейбусного депо в поселке бухты Камышовой, где находились рыбохозяйственный комплекс с портом, береговым рыбоперерабатывающим производством и торговой сетью, а также массив жилой застройки; реконструкция депо N 1 и 2; строительство новых контактных сетей и тяговых подстанций, создание центральной диспетчерской связи и сооружение конечных станций на новых троллейбусных маршрутах.
Общее число троллейбусов Севастопольского троллейбусного управления составляло 189 единиц. Они размещались в двух сильно перегруженных троллейбусных депо: N 1 — на 60 машино-мест на ул. Л. Толстого и N 2 — на 50 машино-мест на ул. Горпищенко. Проектирование самого большого депо в Севастополе на 150-200 единиц подвижного состава было начато еще в 1972 году. В этот год городские троллейбусы перевезли 81 млн пассажиров. Наиболее интенсивный пассажиропоток был зафиксирован на линиях центр — Стрелецкая бухта и центр — Камышовая бухта. Интервал движения троллейбусов в летнее время на данных направлениях составлял 2-3 и 3-4 минуты соответственно, на маршрутах работали только большие машины ЗиУ-5 вместимостью 120 пассажиров.
Спустя 10 лет, в 1982-м, началось строительство нового депо на Камышовом шоссе. Но глубокий экономический кризис конца 80-х — начала 90-х годов внес свои коррективы в этот процесс. Из-за вечной нехватки средств возведение депо затянулось на долгие годы. Десятки машин последних рейсов в ночное время оставались на улице, на разворотном кольце конечной остановки 10-го маршрута в Камышовой бухте. Их там разбивали, разворовывали и даже угоняли. ГКП «Севтроллейбус» несло ежедневные убытки.
Только в сентябре 1995-го Кабмин Украины выделил 100 млрд карбованцев, необходимых на завершение строительства. Эти средства пошли на достройку депо и 4-этажного здания админкорпуса с профилакторием, строительство троллейбусной линии от конечной остановки в Камышовой бухте (на ул. Правды) до нового депо и тяговой подстанции N 21. Работы были выполнены силами строителей СУ N 43 и 47 ЗАО «Севастопольстрой» и дорожников СУ N 46 и 624.
Церемония торжественной сдачи объектов в эксплуатацию состоялась 29 декабря 1995 года, что стало новогодним подарком задыхающемуся от транспортных проблем городу. В новом депо был самый крупный на Украине механизированный моечно-уборочный участок. Но лишь в июне 1996-го все троллейбусы из депо N 1 были переведены в 3-е депо в Камышовой бухте. В связи с этим депо на ул. Л. Толстого стало ремонтной базой, а депо на Камышовом шоссе был присвоен N 1. В новом депо поместили большую часть городских троллейбусов — 169 из 282 единиц подвижного состава.
Прошло 20 лет. За эти годы депо N 1 в Камышовой бухте возглавляли А.В. Таров, Н.А. Туранников, А.А. Исрафилов, С.В. Бобков, С.А. Комков, К.Я. Матвиенко и А.А. Максимов. В 2000 году в депо работали 900 человек (почти половина всего трудового коллектива предприятия), обслуживая самые наполняемые маршруты (сейчас их — 10). На январь 2016 года в ГУП «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподерова» работает около 900 человек. В депо N 1 находится 91 единица подвижного состава, и, несмотря на режим чрезвычайной ситуации, на линии ежедневно выходят 23-25 троллейбусов.
Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя, являясь музеем истории города, почти полвека собирал коллекцию музейных предметов о городском электротранспорте. Она насчитывает более 200 единиц — это документы, книги, вещи, фотографии, негативы. Среди авторов негативов известные севастопольские фотомастера, такие как Б. Шейнин, С. Муравьев, А. Баженов, В. Докин, Д. Метелкин, фотограф музея Т. Марачковская и сотрудник «Сев-электроавтотранса» И. Левитина. Коллекция позволяет проследить историю развития электротранспорта в Севастополе с 1898 года, с постройки электрического трамвая, до создания современного троллейбусного хозяйства, выделить наиболее интересные этапы и вопросы.
Ю. СТОГНИЙ, старший научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.