Десница Иоанна Предтечи

Десница Иоанна Предтечи

Севастопольским православным святыням посвящены объемные книги. Но
вряд ли в них можно найти сведения о храме Усекновения головы святого
Иоанна Предтечи. Он возник… Почему возник? У источника Крестителя
Господа Иисуса Христа, что в ближайших окрестностях Оборонного, он был
всегда. Только судьба ему была дарована нелегкая.Знающим людям известны следы издревле существовавшего у источника Иоанна Предтечи монастыря. С VIII века его путь прерывист, что зависело от событий, сотрясавших наш край. Сергей Сергеев-Ценский, например, в эпопее «Севастопольская страда» не преминул упомянуть Камары, как раньше называли Оборонное, и «монастырек Иоанна Постного», как еще называли святого.

Сразу же после завершения Крымской кампании архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий составил список обителей, подлежащих восстановлению и реставрации. Монастырю Иоанна Предтечи отведена в нем достаточно высокая, шестая строчка.

Позже у нас побывал один из учеников знаменитого Ивана Айвазовского. Оставивший «на потом» угадывавшийся вдали Севастополь, молодой человек свернул к выткнувшейся из лесной чащи колоколенке… Так до нас дошел этюд с видом монастыря Иоанна Предтечи.

Считай, в наши дни, лет 10-15 назад, после затянувшейся на десятилетия немоты группа верующих с батюшкой пустилась на поиски источника и места при нем, на котором располагался главный храм «монастырька Иоанна Постного». Удивительно, но паломники из Севастополя, ведомые святым отцом, долго плутали по лесу. Едва заметная тропка наконец вывела их к каменному кокошнику над бассейном с ключевой водой, где сотворили молитву Богу.

Если приглядеться внимательно, то на склоне горы можно обнаружить оплывшие террасы, одичавшие кусты винограда, яблони, фрагмент стены (не храма ли?). Рукой подать от источника к площадке, где из земли проступают замшелые камни — фундаменты строений неизвестного назначения. Какие в обители могут быть здания? Трапезная, братский корпус…

Надо было вспыхнуть по-настоящему идеей о возрождении на радость верующим на намоленном месте у лесного родника храма. Такая идея крепко овладела сердцем и душой родившегося и выросшего в Севастополе, а в настоящее время иеромонаха Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви Московского патриархата Климента. Два с лишним года назад в течение пяти месяцев батюшка срубил у старых фундаментов упомянутый уже нами деревянный чудо-храм Усекновения головы святого Иоанна Предтечи.

От Оборонного он удален на несколько километров. Тем не менее многие жители этого села постоянно посещают богослужения под его крышей. Как не посещать, если сюда проторили дорогу некоторые севастопольцы, симферопольцы, ялтинцы, верующие из других крымских городов и весей.

Причисленный к лику святых архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) младенцем был крещен в стенах старейшего на полуострове керченского храма Иоанна Предтечи. Летом 1951 года в проповеди святитель сказал, что Иоанн Креститель «выше всех святых после Богородицы». Известный богослов архимандрит Рафаил Карелин справедливо назвал Иоанна Крестителя последним из пророков и первым из апостолов, а также исповедником, мучеником, праведником и проповедником.

Сам Иоанн Предтеча отождествлял себя с вопиющим гласом. «Покайтесь, — взывал он к современникам, — потому что приблизилось Царство Небесное»; «У кого две одежды, тот дай одну неимущему, у кого есть пища, делай то же»; «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается». Главное его пророчество состояло в провозглашении пришествия Мессии: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Иисус Христос был встречен Иоанном на берегу Иордана словами: «Мне надобно креститься от тебя, Ты ли приходишь ко мне».

— Святой Иоанн, — говорит духовная сестра Елена, — единственный, чья рука коснулась головы нашего Господа Иисуса Христа во время водного крещения. (В дореволюционном Петербурге, в одном из храмов хранили десницу святого).

С сестрой Еленой мы сидим на скамеечке, согретой лучами еще несмелого весеннего солнышка в ожидании инокини Февронии. В отсутствие отца Климента она благословлена вести дела приходского храма. Сестра Елена не из тех, кто возьмет на себя тяжкий грех говорить о том, чего не было. А совершались на ее глазах, повидавших уже многое в жизни, случаи чудотворения. Те из них, о которых поведала сестра Елена, связаны с целебными свойствами воды святого источника. Не один паломник получил от него исцеление. «По вере своей», — уточнила сестра Елена. Ее саму не относящиеся лично к ней случаи укрепили в вере. Моя собеседница убеждена, что сюда, в относительную лесную глушь, людей влечет незримое, но ощущаемое открытыми Богу душами людей присутствие Иоанна Крестителя.

А вот и инокиня Феврония, подкатившая из города на своем видавшем виды автомобиле. Матушка рада гостю, но все-таки по мобильной связи у благочинного Севастопольского округа отца Сергия Халюты попросила благословения на общение с представителем прессы.

Инокине неизвестен разговор с сестрой Еленой. Поэтому ее рассказ продолжил исторический экскурс в прошлое этого благодатного места. Мое внимание было обращено на экспонаты своеобразной выставки камней у тропинки, ведущей в храм. Это несколько древних надгробий. Один найден в Оборонном на холмике, где некогда белел стенами к настоящему времени исчезнувший храм. Еще одно надгробие подобрано на соседнем холме, где располагалось монастырское кладбище. Кладбищенскую горку венчала часовенка Георгия Победоносца, на что указывает некогда обретенная деталь изображения в камне святого на лошади и с копьем в руке. А сегодня мы можем любоваться резным фрагментом карниза часовенки — тонкая, изящная работа древнего камнереза. С улыбкой на устах инокиня указала на установленный стоймя камень с точеными гранями.

— Мы были убеждены, что это часть колоннады, — сказала матушка Феврония, — но старожил этих мест, уверена, известный вам краевед Владимир Сергиенко, открыл нам глаза, сказав, что это важная деталь… конной молотилки. Не хотелось расставаться с романтической мыслью о колонне. Но в конце концов и орудие добывания хлеба насущного заслуживает уважения.

От Владимира Емельяновича инокиня и батюшка услышали рассказ-свидетельство о том, что к намоленному месту и святому источнику люди всегда стремились, даже во время жестокого насаждения Никитой Хрущевым безбожия. «Однажды, — рассказывал Владимир Емельянович, — как обычно, люди собрались здесь в день прославления Иоанна Предтечи. Случилось это не то в конце 50-х, не то в самом начале 60-х годов минувшего века. Помолились, кто как мог, в тени деревьев расстелили скатерти-самобранки. А тут милиция. Оставив снедь, люди бросились врассыпную. Среди тех, кто попал-таки в руки стражей порядка, оказались ялтинец, бахчисараец, житель областного центра, что может свидетельствовать о широкой известности святого источника».

В конце концов силовикам было велено подорвать его, чтобы, таким образом, отвадить верующих от этого места. Приехали люди при погонах со взрывчаткой. Владимир Сергиенко и самые смелые земляки взмолились: «Как можно? Источник с водой хрустальной чистоты». И получили ответ: «Приказ не обсуждается».

Тем не менее взрывчатку заложили в сторонке, под черным камнем не местного происхождения. Видимо, угловой в фундаменте утраченной часовни над источником. Ухнул оглушительный взрыв. «Слышали?» — спросил офицер. «Слышал», — ответил Владимир Емельянович. «Видели?» — «Видел». «В таком случае распишитесь под документом». Так и приказ выполнили, и источник сохранили.

Без прошлого нет хода в будущее. У приходского храма есть настоящее. Время инокини Февронии занято сборами документов, необходимых при регистрации общины верующих. В келейке нашлось место для мольберта и загрунтованных холстов. Пишутся иконы для храма. За мольберт садится не только матушка Феврония, но и отец Климент. Они обладают завидным мастерством в живописи.

В храме выставлены для поклонения частицы мощей святых. Я заполнил предложенный листочек для поминовения ушедших из жизни самых близких родственников и друзей. Покаялся, ведь не пригласил раба божия Анатолия при жизни пройтись по Арабатской стрелке. А ведь он предлагал себя в попутчики. Надо было еще предложить рабе божией Тамаре, душой стремившейся к красоте, съездить в Коктебель. Но время упущено безвозвратно. Всё надо делать вовремя.

…Инокиня Феврония поделилась мечтой: возродить у источника Иоанна Предтечи женский монастырь с приютом для детей-сирот. Святой скор на помощь. На него и уповают.

На снимках: иеромонах Климент вместе с Владимиром Сергиенко (слева) и руководителем автомобильной и мотоциклетной группы Денисом Сираевым; инокиня Феврония; храм Иоанна Предтечи.

Фото автора.

Другие статьи этого номера