Как-то знаменитый польский юморист Станислав Лец сказал: «Демонтируя памятники, не трогайте постаментов. Они еще могут пригодиться…»
Добавим: «И порой со всеми потрохами!» Правдивость этой сентенции можно проиллюстрировать яркими примерами из биографии нашего славного города. Далеко ходить нет нужды — остановим взгляд на профилированном основании пьедестала памятника адмиралу Павлу Степановичу Нахимову.
И что же мы видим? Рваные «раны», следы от свёрл, сколы и просто выбоины. Один возмущенный читатель «Славы», который, по всей видимости, давно не захаживал в центр города, возмущается: «Почему никто не бьет тревогу? Вандалы в очередной раз надругались над нашей историей — стоит только глянуть на пьедестал памятника П.С. Нахимову!»
Полноте, уважаемый читатель! Ничего тут «в очередной раз» и не произошло. История сего «вандализма» оказалась с бородой…
Вспомним, как в годовщину Синопского сражения 18 ноября 1898 г. севастопольцы получили прекрасный подарок: скульптор Н. Шредер и художник А. Бильдерлинг явили миру памятник адмиралу П.С. Нахимову, венчающий ансамбль Екатерининской площади. Однако в 1928 году, согласно декрету большевиков «О снятии памятников царям и их слугам», эту скульптурную композицию снесли с тем, чтобы скульптор В.В. Козлов в 1932 г. «водрузил» на оставшемся цоколе памятник В.И. Ленину.
Заметим: в ходе «реставрации» в профилированном основании памятника были пробиты отверстия, появились сколы, однако отцов города тогда эти мелочи не смущали.
Но вот грянула Великая Отечественная война, и памятник с уже ранее покореженным основанием принял «на грудь» новые удары — уже от бомб, снарядов и пуль.
В 1945 г. памятник В.И. Ленину вернули в «первобытное состояние».
5 ноября 1959 года новый памятник П.С. Нахимову (скульптор — Н. Томский, художник — А. Арефьев) благополучно был водружен… на старом основании, и, что весьма прискорбно, комиссия горкома партии даже не обратила на «ранения времени» абсолютно никакого внимания.
Прошло еще почти полвека, и в сборнике «Памятники Севастополя» (издание Севастопольского института последипломного образования) в статье «Памятник П.С. Нахимову» мы читаем следующее: «На сохранившемся профилированном основании… установлена бронзовая скульптура адмирала. …Прямоугольные выступы основания (с многочисленными выбоинами и сколами — следами войны) по углам монумента с лежащими якорями придают законченность всей композиции».
После этого предложения стоит точка. А почему не мажорный восклицательный знак? Ведь получается, что следы войны (а также, добавим, и художества скульптора В. Козлова, которому пришлось «вживую» примерять на новом месте памятник В.И. Ленину) «придают законченность…» Чему? Безалаберности и наплевательскому отношению к нашей истории, не иначе.
Таким вот образом, начиная с 1932 года, и мы, и гости города продолжают лицезреть и выбоины, и сколы на нашем любимом памятнике. Напрашиваются вопросы: «Это что, «дом Павлова» в Волгограде? Кому мы оставляем в наследство дыры от пуль и свёрл?» Ведь все это безобразие давно можно было отреставрировать. Наверное, есть смысл иногда всё валить на «незалежную». Увы, мы два года, как вернулись в Россию. Однако, как сообщили из управления охраны объектов культурного наследия Севастополя, «на сей счет пока никаких планов и указаний нет».
И точка. Без мажорных восклицательных знаков…
Фото Д. Метелкина.