4 НОЯБРЯ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ УКРАИНЫ АНАТОЛИЮ БОБРУ
ИСПОЛНИЛОСЬ 55.
Популярность этого артиста поразительна. Нередко зрительницы,
заглядывая в окошко кассы, интересуются: «А в этом спектакле Бобер
занят?» И даже коллеги ему никогда не завидуют: пойди попробуй сыграть,
как Бобер. Ему одинаково достоверно удаются роли смешных чудаков и
романтических героев.Хотя, как признался артист в одном из интервью, «…я побоялся поступать в Москве. Уверил себя, что я маленький, некрасивый, незаметный — неактерского вида. Потом у меня десятки раз появлялась возможность поехать и попробовать себя в Москве, но уже принципиально отказывался».
Наверное, дело — в актерской харизме, неизмеримой и притягательной. Первый успех пришел к Анатолию Николаевичу в спектакле «Тот, кто получает пощечины». За роль Тота Бобер был удостоен Государственной премии Крыма.
Но настоящая, большая зрительская любовь «накрыла» Бобра, когда вышли два театральных бестселлера: «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича» и «Подруга жизни».
Не могу удержаться, чтобы не рассказать курьезный случай, произошедший зимой на гастролях в Брянске, куда театр повез «Подругу жизни». Дело в том, что открытие гастролей несколько затянулось: речи, приветствия, напутствия… И вода в ванне, оставленной в промозглом «кармане» сцены, успела подернуться ледяной шугой.
Феликс (герой Анатолия Николаевича) должен был падать в ванну спиной. Партнерша «топила» его несколько раз кряду, после чего бегала за ним по сцене с мокрой тряпкой. Воду, конечно же, немного нагревали.
Когда Бобер рухнул в ванну, он подумал, что обварился (воду ведь могли перегреть). Тело горело, а до конца сцены еще далеко. Он опустил голову и обнаружил на своих цветастых трусах маленькие льдинки! Это была даже не радость, это было ликование! Играл как никогда! Успех был потрясающим.
Однако настоящие любители театра любят Бобра в ролях классического репертуара. «Один я против ста!» — как он произносил эти слова в «Сирано де Бержераке»! А какой у него был Лебедев в «Иванове»! А еще — Нароков-Лир в «Талантах и поклонниках»: «Дуй, ветер, дуй…»
Но это уже история, а читателю интересно, что же играет Анатолий Николаевич сегодня. Поклонникам артиста рекомендую посмотреть «Анекдот, рассказанный помещиком Лидиным» на малой сцене театра им. А.В. Луначарского. Работа мастера — Анатолия Бобра — одухотворила этот молодежный проект, придала ему цельность, подняла глубинные смыслы пушкинской поэмы-шутки «Граф Нулин».
В комедиях «Осторожно: дети!», «Ханума» и «Женитьба» герои Бобра прохиндействуют, налаживают экономику «туземного края», пьянствуют, пытаются жениться… и делают это совершенно неподражаемо.
И наконец самые свежие работы актера: в «Доходном месте» — полный обаяния отрицательный персонаж Аким Акимыч Юсов во всей своей чиновничьей красе и чеховский папаша Чубуков в «Уроке девицам и молодым вдовицам».
А хотите знать, чего не любит Бобер?
«Не терплю, просто угнетает чувство премьерства. Слава Богу, я не обделен вниманием зрителей и очень радуюсь этому. Но чем больше это приходит, тем больше хочется принадлежать самому себе. Нельзя, чтобы сцена была везде, нельзя театральную действительность переносить на общение в семье, с друзьями. Не люблю эти томные, загадочные лица, а они об этом подозревают и меня за это не любят. Ведь чем больше напыщенности и загадочности, тем меньше за душой. Иногда в гостях слышишь: «Ну ты же актер, давай что-нибудь…» Стоп, я актер только на сцене, я актер, но не шут гороховый. Нет, я могу и в компании поострить или спеть, но это зависит только от моего настроения, а чтобы приходить в компанию, как на работу, — увольте. Поэтому люблю компании, где меня никто не знает.
Я вру, я в жизни часто вру, особенно в поездах, когда заходит речь о том, кто где работает. Я придумал себе профессию — мастер холодильников. И все, и сразу все понятно, и никаких вопросов. Еще не люблю предательства и фальши. Для меня откровенные плохие отношения всегда лучше хороших неискренних».
Театр славен своими артистами. Творчество Анатолия Николаевича Бобра — драгоценная часть, составляющая золотой фонд севастопольской театральной культуры. И дай ему Бог здоровья, вдохновения и удачи.
Таня ДОВГАНЬ.
* * *
55 — хорошее число и замечательный возраст
Ну не могу удержаться от сравнения! С чем у вас ассоциируется этот милый персонаж из детских мультиков? Правильно: с трудолюбием, добротой и мудростью. Именно эти качества присущи нашему юбиляру — Толику… Простите — Анатолию Николаевичу Бобру. (Боженька просто так фамилии не раздает). По крайней мере, за время нашего знакомства (а это, на секундочку, лет тридцать) я вижу его таким!
Славное было время, когда в труппу театра им. А.В. Луначарского «влилась» свежая, молодая, бурлящая «кровь»: Санаев, Корнишин, Брусенцова, Бурнакина, Мезенцевы, Садовой, ну и, разумеется, Анатолий Николаевич. Это сейчас они (заслуженно) стали заслуженными и народными, а тогда… Тогда все только начиналось. И можно уверенно сказать, что именно они стояли у истоков ренессанса нашего главного театра.
На мой взгляд, самое ценное (и редкое) качество артиста — сыграть все (даже телефонную книгу!) и найти мостик к любому режиссеру. Не важно, приглашенному или своему, главному. И, поверьте, это качество — редкий дар, ведь что бы ни говорили, а артист — существо одушевленное, разумное, но подневольное: стой здесь, иди сюда, обернись, хлюпни носом, засмейся, усни, сядь мимо стула, нет, не так, еще раз, и еще разок, споткнись, не ной, не поедешь, не утвержден, не подтверждено…
Стрессы, которые испытывают космонавты в открытом космосе, отстав от МКС, — детский страх перед «бабайкой» по сравнению со стрессами артистов, каждый вечер выходящих на сцену, словно «голый король». В отличие от остальных, они вынуждены оголять, открывать свои души, а это наверняка очень страшно и опасно. Помните, у Высоцкого: «Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют!» А ведь плюют же: и из зрительного зала, и даже из-за кулис.
В «дикие» и лихие девяностые, когда театр и артисты воспринимались «серьезными» и «крутыми» людьми в малиновых пиджаках, как балаган и скоморохи, произошел очень характерный случай. На одном из спектаклей в первых рядах партера сидело театральное «бычье» и, не таясь, пило пиво из горлышка, при этом громко комментируя происходящее на сцене… Так вот, Анатолий не выдержал и весьма «вежливо» «попросил» хама покинуть представление, иначе оно прямо сейчас и закончится. Не поверите, но под шушуканье зала тот повиновался — великая сила искусства! А ведь в тот период безвременья и духовной пропасти такой поступок сродни подвигу!
Потом был период холодных темных и пустых залов, отмены спектаклей, нищенской зарплаты, бытовых проблем… Выхода нет! Многие артисты ушли из профессии, чтобы, как это ни банально звучит, прокормить свои семьи. Ушли и не вернулись.
А Анатолий, к счастью, остался. В противном случае мы потеряли бы не просто артиста, а уникального артиста, о котором мечтают любой столичный режиссер и искушенная публика. Артиста, который, играя комедийную роль, заставляет нас задуматься о вечных вопросах: «Кто я? Зачем я? Куда иду? Зачем живу?»
Именно это «редкоземельное» качество артиста и делает театр храмом, попав в который однажды, уже никогда не сможешь освободиться от его чар! Ведь на самом деле мы не ходим в театр развлечься или «убить время», нет. Мы приходим, чтобы испытать катарсис, чтобы стать чуточку добрее, чтобы увидеть самих себя в зеркале, которое перед нами, как атланты небо, держат наши кумиры.
Спасибо тебе, Анато… Ой, прости, Анатолий Николаевич Бобер. С днем твоего ВозРождения! Боженька не ошибся, одарив тебя именно этим талантом и именно этой доброй и мудрой фамилией!
К сему Андрей МАСЛОВ.