О произведениях изобразительного искусства принято писать в газетных
репортажах по случаю открытия выставок. А ведь их неоткрытие — тоже
повод обратиться к перу и бумаге. Как сегодня в нашем случае.Мастерская балаклавского ваятеля Владимира Суханова… «Сколько же здесь скульптур! Они и на стеллажах, и на полу, воплощенные в глине и гипсе писатели прошлого, преуспевшие в тех или иных направлениях деятельности севастопольцы. Созданные Владимиром Егоровичем монументы — украшение города — это величественные памятники: воинам
7-й бригады морской пехоты — у села Хмельницкого, воинам 414-й Анапской стрелковой дивизии — у Балаклавы, медработникам Севастополя — в микрорайоне 1-й городской больницы, кораблям эскадры Черноморского флота и разведчикам-черноморцам — в самом центре города.
Эти и другие памятники созданы в творческом содружестве с широко известными архитекторами, такими как В.М. Артюхов, А.И. Баглей, В.А. Савченко, А.Л. Шеффер. Воплощенная скульптором в камне фигура матроса-пехотинца у села Хмельницкого вдохновила командира легендарного соединения генерал-лейтенанта Е.И. Жидилова обратиться к поэзии:
Отважно сражалась морская пехота,
Чтоб матери больше не слепли от слез,
И нет среди вас безымянных героев,
Вам званье дано черноморский матрос.
Отметивший сравнительно недавно свое 80-летие В.Е. Суханов извлек из дальнего угла видавшие виды этюдник, мольберт. Протер их чистой влажной ветошью. И уже не прятал далеко да и не складывал. В любую минуту они готовы к работе. Этюдничек, если захлопывал вместе с красками, то лишь для того, чтобы двинуться в путь на этюды за околицу родной Балаклавы и дальше, в Байдарскую долину. Так родилась серия изумительных акварелей. На них, например, горные леса, одетые в яркие наряды осени. Чтобы запечатлеть их на ватмане, пришлось смешивать краски: желтую с зеленой и синей, оранжевую с красной…
Владимир Егорович склонился над белым листом бумаги. На нем, как на цветной фотографии в растворе, проступают очертания архитектурного шедевра Балаклавы — дачи Завадского. Здание, увы, лишенное некоторых деталей, задавленное безвкусными новостроями, и сейчас потрясающе привлекательно. Художник пожелал изобразить виллу такой, какой ее видел столетие назад Александр Куприн, какой ее, наверняка, видел и Константин Паустовский.
В Байдарской долине, у села Родниковского, в глаза В.Е. Суханову бросились остатки дачи певца этих мест С.Г. Скитальца. Не рисовать же груду камней. И художник изобразил здание таким, каким писатель оставил его накануне войны. Если не в жизни, то хоть на ватмане мемориальные объекты будут целы, считает Владимир Егорович.
В молодые годы в Симферопольском художественном училище имени Н.С. Самокиша главные дисциплины ему преподавали выпускники Харьковского художественного института — супруги Надежда и Владимир Петренко. Они учили и скульптуре, и рисунку. При этом рисунок карандашом, акварелью ставили впереди всех остальных дисциплин. Будет рисунок, говорили они, будет и скульптура, не подведет также композиция.
…Однажды порог мастерской В.Е. Суханова переступили двое — известные в Балаклаве общественницы. Они охали и ахали, глядя на скульптуры, акварели, которых ощутимо прибавилось со времени вернисажа мастера, посвященного его юбилею. Гостьи и выразили готовность поспособствовать в организации выставки, которая еще не открылась. Откроется ли?
На снимках: В.Е. Суханов за работой; акварели художника.
Фото автора.