Подростки и наркотики: как уберечь ребенка от беды?

(Окончание. Начало в номерах за 27 и 31 мая).

 

Школа—не для наркоманов

Деятельность педагогическогоПодростки и наркотики:  как уберечь ребенка от беды? коллектива школы по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ заключается в следующем: обязательная информация о каждом случае употребления учащимися наркотических или психотропных веществ или появления вблизи школы распространителей наркотиков необходима для результативности проведения профилактической работы (только объединенными усилиями учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, родителей, сотрудников полиции можно восстановить здоровый климат в школе и спасти ребенка от наркомании); индивидуальная работа с учащимися (проводится, как правило, с двумя группами учащихся: с подростками, которые подозреваются в употреблении наркотиков, и с несовершеннолетними, отнесенными к группе риска).
Во всех случаях обнаружения признаков употребления наркотических и психотропных веществ у учащихся, в том числе, если информация поступила от родителей, директор должен организовать врачебный осмотр этого подростка в медпункте школы. Чтобы не вызвать тревоги, уклонения от осмотра подростком, подозреваемым в употреблении наркотиков, следует под убедительным предлогом организовать осмотр всего класса или группы учащихся. Если предположение подтвердилось, следует сообщить в ОППН ОВД.
В процессе индивидуальных бесед с подростком следует осторожно и тактично выяснить, кто вовлек его в наркоманию и откуда он получает наркотики. Затем педагоги совместно с родителями и работниками полиции принимают меры для изоляции подростка от поставщиков наркотиков и приятелей-наркоманов.
К индивидуальной работе с подростком должны быть подключены педагог-психолог, социальный педагог, родители, сотрудники полиции. Работа должна проводиться тактично, педагогически грамотно, носить доверительный, конфиденциальный характер.
При наличии медицинских показаний следует убедить подростка в необходимости лечения и организовать проведение амбулаторного или стационарного лечения.
Работа с учащимися группы риска сводится к выявлению учащихся, подвергающихся опасности приобщения к наркотикам. В группу риска по наркотическим показаниям включаются подростки: состоящие на учете в полиции; регулярно посещающие молодежные клубы, бары, дискотеки и другие злачные места, где можно приобрести наркотики (информацию о таких местах можно получить в полиции); поддерживающие связи с лицами, склонными к правонарушениям, пьянству, наркомании, вернувшимися из мест лишения свободы или регулярно посещающими места, где можно приобрести наркотики; проживающие в семьях, где родители или другие члены семьи злоупотребляют алкоголем либо употребляют наркотические или психотропные вещества, либо страдают психическими заболеваниями; подростки с нарушениями психосоциальной адаптации (пропуски уроков, уходы из школы, нарушения межличностных взаимоотношений со сверстниками, семьей, учителями); жертвы психологического, физического и сексуального насилия.
При решении вопроса о включении подростка в группу риска следует исходить из реальной опасности вовлечения в наркоманию с учетом характера, поведения, подверженности чужому влиянию, окружению подростка, то есть тем факторам, которые могут подтолкнуть его к употреблению наркотических средств. Работа с ними продолжается во внеурочное время под контролем педагогов совместно с родителями.

 

Родители—союзники педагогов

На родительских собраниях классные руководители должны оповещать родителей о широком распространении наркомании среди несовершеннолетних, рассказывать о губительных последствиях приема наркотиков, приводить наглядные примеры. Педагоги должны приложить все усилия, чтобы родители в работе по профилактике наркомании стали их союзниками, обращали внимание на малейшие признаки, свидетельствующие о вовлечении детей в наркоманию, были бдительны и контролировали своих детей.
Распространенными причинами употребления наркотиков подростками являются низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, отсутствие навыков самостоятельного решения личностных проблем, умения противостоять давлению окружающих.
Неумолимому росту наркотизации молодежи способствуют жизненные стрессы. Употребление психотропных и наркотических средств помогает снятию напряжения и тревоги, создает иллюзию преодоления стрессов и многих проблем, изменяет эмоциональное состояние и повышает настроение.
Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, что служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в наркоманию.
На общешкольные родительские или родительские собрания учащихся средней школы примерно раз в полгода следует приглашать специалистов (наркологов, психологов, представителей полиции). Они дают полную информацию о признаках употребления наркотиков, помогают установить с подростком контакт, доверительные отношения, сообщают контактные адреса и телефоны, по которым можно получить индивидуальные консультации и помощь.
Вовлечение несовершеннолетних в наркоманию чаще всего происходит на пустырях, в подвалах или на чердаках, где уединяются подростки, а также в общественных местах, где они собираются. Это молодежные клубы, дискотеки, бары и другие злачные места. Поэтому родители детей, посещающих такие увеселительные заведения, должны особенно внимательно присматриваться к ним. Также должно настораживать общение их детей с подростками, употребляющими наркотики или психотропные вещества.
Первичная профилактика наркомании является приоритетным направлением в противодействии немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, что отражено как в стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, так и в перечне поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № Пр-1151ГС. Для решения этих задач необходимо межведомственное взаимодействие правоохранительных органов, органов исполнительной власти, общественных объединений, образовательных и медицинских учреждений РФ.

 

Л. КОВАЛЕНКО, врач-методист ЦМП.

Другие статьи этого номера