«Развод» с управляющей

Как собственникам нового МКД удалось уйти от управляющей компании и что это им дало.

Услугами своей управляющей компании ГУПС «УК» были недовольны практически все жильцы МКД на ул. Шевченко, 21. Даже уборка подъездов выполнялась кое-как, не говоря уже о других нюансах содержания дома. В итоге жильцы на общем собрании решили создать ТСН—товарищество собственников недвижимости. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. УК отпускать дом не планировала. Хотя позже выяснилось: у ГУПСа в лицензии дом на ул. Шевченко вписан не был. «Развод» длился практически год. При этом в конфликте пришлось задействовать прокуратуру, жилинспекцию и региональное правительство.

 

—Многих жильцов возмущала«Развод» с управляющей бездеятельность управляющей компании. Кроме вывоза мусора и проверки работы лифтов практически ничего не делалось,—рассказала управляющая ТСН Валентина Малова.—При этом ГУПС отчитывался о проведенных работах перед проверяющими органами: что-то они покрасили, что-то отремонтировали, а на самом деле ничего из этого сделано не было. Мы писали многочисленные письма в ведомства, жаловались на бездеятельность компании. Инициативная группа изучила мнение жильцов, оказалось, что большинство не против создания ТСН. Больше года управляющая компания чинила нам препятствия.
Проблемы накапливались, несмотря на юный возраст дома, а помощи от УК ни в чем не было. Но уже и после того, как жильцы решили организовать ТСН, управляющая компания наотрез отказалась предоставлять техническую документацию по дому. Из-за этого не получалось заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. Снова пришлось обращаться в прокуратуру. Кроме того, попутно выяснилось, что в лицензии, выданной ГУПС «УК», этот дом на улице Шевченко вообще не значился. То есть управляющая компания работала неофициально и предоставляла коммунальные услуги без официального заключения договора.
—Управляющая компания все пустила на самотек, за три года перед ресурсоснабжающими организациями у нее накопилось долгов на 750 тысяч рублей,—говорит Валентина Малова.—Организовать ТСН оказалось не так-то просто: не существовало четкой инструкции для создания товарищества собственников недвижимости; мы не сразу разобрались с нюансами оформления протоколов, документами в налоговую, с различными «кведами».
Для жильцов, решивших создать ТСН, на просторах Интернета сейчас можно найти пошаговую инструкцию. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы более 50% жильцов были «за». А еще важно правильно оформлять протоколы собраний. Подобную нервотрепку, которая произошла теперь уже с членами ТСН, можно свести к минимуму, если заранее подробно изучить вопрос, и если… управляющая компания не против расставания.
Валентина Малова за дело взялась активно. Говорит, что труд «главного по дому» не такой простой, как кажется на первый взгляд. На специальной доске объявлений постоянно появляются новые сообщения: о правилах выгула собак, законе о тишине, с призывами соблюдать тишину. А еще каждый день нужно проверять, все ли исправно, нет ли в доме проблем, как сделана уборка. Немало планов на будущее: восстановить тротуарное покрытие, провести учет собственников автомобилей, сделать разметку для машин в центральной части двора, провести праздник к Дню знаний. Первый праздник в Международный день защиты детей 1 июня уже был успешно проведен. Продолжить обустройство и озеленение территории… впрочем, этим и раньше занимались только жильцы.
—Времени свободного мало,—говорит Валентина Малова.—Вот и сегодня пришлось побегать, целый день ушел на заключение договоров с «Сев-энерго», их структуры расположены по разным адресам: на улицах Хрусталева, Руднева и пр. Ген. Острякова, нужно было их объехать. В целом процедура заключения договоров заняла у меня два месяца. Сейчас еще рано говорить о результате—ТСН только начало работать, но то, что создание товарищества собственников недвижимости к лучшему, это точно.
В доме теперь чаще проводится влажная уборка, правда, уборщицу пришлось поискать, все-таки зарплаты в ТСН пока небольшие. Размеры зарплат утверждались на первом собрании правления. Управляющему назначили 15 тысяч рублей, бухгалтера взяли на полставки за 7 тысяч рублей, но нагрузка небольшая, в основном отчеты для налоговой. А вот начисление платежей оставили на ЕИРЦ—за огромный объем работы ТСН платит единому расчетному центру всего 4,5 тысячи рублей.
Как-то сам собой решился вопрос и с обязательными взносами за капремонт. Открыли свой счет для дома. Правда, переход от регионального оператора занимает полгода. Зато потом можно будет решать, куда и на что потратить деньги. В 2016 году собственники многоквартирных домов в Севастополе начали гораздо активней переводить деньги за капремонт в «общий котёл», так как не были вовремя проинформированы о возможности формирования собственного банковского счёта на каждый конкретный дом. После полученной информации многие стали проще относиться к дополнительной строке в платежке. По информации Фонда содействия капитального ремонта Севастополя, за последний год собираемость средств составила 83,2%.
В создании ТСН есть и минусы, один из них—человеческий фактор. Слишком многое зависит от личности председателя и управляющего. Кроме того, некоторые эксперты считают, что ТСН подходит для новых домов или элитных, для старых МКД лучше всего управляющие компании. Все-таки УК обладают большими возможностями: у них и опыт эксплуатации МКД, и обширный штат сотрудников. Но здесь тоже огромное значение имеет все тот же человеческий фактор. Далеко не каждую УК, к сожалению, можно назвать добросовестной.
Один из самых позитивных примеров создания ТСН в Севастополе—дом № 14 на улице Астана Кесаева. При этом он значительно «взрослее» дома на ул. Шевченко. В 2015 году гендиректор госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин лично приезжал и вручил жильцам табличку с надписью «Дом образцового содержания». Тогда же «Слава Севастополя» взяла интервью у председателя ТСН Натальи Беловой. Кстати, во двор дома не так-то просто было зайти—строгий охранник внимательно следил за всеми посетителями.
«За год мы все в доме отремонтировали: привели в порядок лифты, установили беспроводную диспетчерскую связь, приобрели огнетушители,—рассказывала тогда Наталья Белова.—Само собой, что на все дополнительные расходы, например ремонт лифтов, деньги жильцы собирают дополнительно. Но все привыкли, что лучше сделать самим, чем писать многочисленные жалобы в УК или, к примеру, направлять письма Путину. Это не значит, что сбор денег здесь—частое явление, кроме того, все полагающиеся льготы действуют и в ТСН».
Мотивы создания двух товариществ собственников недвижимости схожи. Главное, чтобы нашелся активный человек, которому можно доверять.
—С первого дня, как я начала жить в этом доме, мне хотелось, чтобы мой двор стал чище, лучше, чтобы было озеленение, чтобы сохранилось общедомовое имущество,—говорит Валентина Малова.—По характеру я человек ответственный, если уж начала что-то, то не отступлюсь. Конечно, есть проблемы: не всех жильцов легко убедить выйти на субботник, не все вывозят крупногабаритный мусор, порой специально выносят его ночью, чтобы никто не видел. Но положительного все-таки больше.

 

Анна Брыгина.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера