Картина мира от Анатолия Вассермана

Картина мира от Анатолия Вассермана

21 октября в филиале МГУ в Севастополе прошел интеллектуальный турнир для старшеклассников «Эрудит Севастополя». Главным гостем турнира и председателем жюри конкурса был известный журналист, телеведущий, политический консультант и многократный победитель интеллектуальных телеигр Анатолий Вассерман (Москва). Но преже чем возглавить интеллектуальные состязания, Анатолий Александрович встретился со студентами вуза. Вассерман прочитал лекцию на тему «Целостная картина мира» и ответил на вопросы.

 

ЧЕМ ПОЛНЕЕ ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА, ТЕМ ПРОЩЕ С НЕЙ УПРАВЛЯТЬСЯ

Желающих послушать лекцию Вассермана оказалось много. В аудитории организаторы встречи просили рассаживаться студентов «побыстрее» и «потеснее», а кому не хватило стульев, советовали: «Постойте! Вы же молоды». Аншлаг отчасти обеспечила медийность личности Вассермана. Но едва лекция началась, как стало понятно: Анатолий Вассерман на телеэкране и в роли лектора—два разных образа. Эпатажа, шоу не будет.
«Тема: «Целостная картина мира»,—привычным голосом преподавателя вуза объявил Вассерман и перешел к конкретике.—Наблюдаемое нами разнообразие явлений и процессов—это следствие взаимодействия сравнительно небольшого числа закономерностей. Мы в состоянии изучать эти закономерности, в состоянии понять механизм их действия и взаимодействия. В состоянии выводить из этих закономерностей следствия, то есть предсказывать многое из того, чего не наблюдали пока непосредственно. Если вы все это знаете и умеете хотя бы в общих чертах—вы уже знаете о мире очень много.
Строго говоря, понятно, что эти закономерности мы по мере углубления наших знаний уточняем, совершенствуем, зачастую сводим множество разных закономерностей к одной, более общей. Например, на заре изучения электричества и магнетизма существовало несколько десятков законов и правил, прописывающих разные явления в этой области. Потом их удалось свести к нескольким общим законам электричества и общим законам магнетизма. Потом эксперименты Фарадея доказали, что электричество и магнетизм—это проявления некой единой сущности. Потом Максвеллу удалось вывести систему уравнений, описывающих единую систему сущности целиком. Потом Хевисайд свел двенадцать дифференциальных уравнений, найденных Максвеллом, к четырем. То есть каждый новый этап познания сопровождался не только накоплением новых знаний, но и их компактивацией, переводом в более удобную для понимания форму.
Таким образом, чем больше мы узнаем, чем полнее наша целостная картина мира, тем проще нам с ней управляться»,—утверждает Вассерман.

 

ВЕРА В БЛАГОТВОРНОСТЬ НЕОГРАНИЧЕННОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ БЕЗ ОГЛЯДКИ НА ОБЩЕСТВО—ОШИБОЧНА

—На формирование картины мира оказывает воздействие иерархия сложности структур,—продолжил развивать тему на примере раскрытия законов естественных наук Анатолий Александрович.—Теоретически известно, что все свойства химических элементов и особенности «поведения» химических реакций можно вывести из законов квантовой механики, более того, из простейших случаев такой вывод сделан, и результаты подтверждены экспериментально. Но именно в простейших случаях зачастую вывод настолько сложен, что проще оказывается изучать химию не как следствие квантовой механики, а как самостоятельную науку, проводить самостоятельные химические эксперименты и выводить из них самостоятельные химические законы.
Это проявление общих закономерностей, изучаемое в рамках теории систем. Сами системологи формулируют ее кратко и красиво: «Целое всегда больше суммы своих частей». Кажый новый уровень сложности структуры порождает новую закономерность, не сводимую напрямую к нижележащим уровням. Поэтому, кстати, модная сейчас вера в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество—ошибочна,—здесь Вассерман резко провел параллель, «соскочив» с естественных дисциплин на общественные науки,—именно потому, что иные пытаются рассматривать общество как сумму личностей и прямых межличностных взаимодействий. Они не видят те закономерности, что проявляются на уровне общества как единого целого. Эту веру сейчас принято называть либерализмом, хотя классический либерализм—это принципиально иное исследование, это поиск тех направлений и форм проявления свободы личности, которые не противоречат интересам общества. То, что называют либерализмом сейчас, не имеет ничего общего с классическим термином.

 

«Я ОТ ПОКУПКИ ВОЗДЕРЖУСЬ»

—Нынешние экономические теории, направленные якобы на благо человека, привели к совершенно катастрофическим последствиям,—считает Вассерман.—Скажем, безудержное углубление разделения труда сверх теоретически обоснованного уровня привело к повышению производительности в расчете на одного работающего, но к катастрофическому понижению производительности в расчете на одного живущего, поскольку для большей части людей, вычеркнутых из той или иной сферы деятельности, не смогли, а зачастую даже не пытались найти новое поле деятельности.
Сознание наличия многоуровневой иерархии закономерностей—это тоже часть целостной картины мира. Всем эта картина хороша, кроме одного: если какой-то факт не укладывается в эту картину, значит, либо факт не верен, либо картина не в порядке. Мне, например, в середине 2000 года пришлось заняться изучением и исправлением той картины мира, что относится к общественным наукам (экономика, политика, история), потому что накопилось очень много фактов, не укладывающихся в тогдашнюю мою картину мира, и я уже не мог считать, что все эти факты ошибочны.
Получается, что целостная картина мира способна в какой-то мере защитить вас от лживой пропаганды, от рекламы, рассчитанной на глупцов. Например, когда я вижу на этикетке растительного масла надпись «Не содержит холестерин», я понимаю, что производитель меня за лоха держит, поскольку никакое растительное масло в принципе не может содержать холестерин. Холестерин—это вещество, формирующееся в организме животных, но не растений. Я от покупки воздержусь.

 

КОГДА НАЧНЕТСЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

—Целостная картина мира полезна тому, у кого она есть, но вредна тому, кто хочет манипулировать другими. Если в то время, когда я сам учился, целью образования было формирование целостной картины мира, пусть это даже не объявляли во всеуслышание, но это вытекало из самой сути тогдашних образовательных программ, то уже лет сорок назад на Западе начала формироваться противоположная тенденция—перенацеливание образования на разрушение целостной картины мира.
К сожалению, лет двадцать назад эта тенденция докатилась и до нас. И хотя очаги классического образования еще где-то сохранились, тем не менее значительная часть вузов болонизируется (имеется в виду Болонский процесс как процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.—Ред.)
Значительная часть программ средней школы списана с американских, очень средних стандартов,—утверждает Вассерман,—и хотя сейчас и появился новый, вменяемый министр образования и науки Ольга Васильева, она еще не вполне понимает причины нынешнего кризиса образования, и потому принимаемые решения устраняют лишь последствия кризиса, но не устраняют первопричины. Возможен рецидив.
Есть у нынешнего кризиса образования еще причина. Это то, что у нас на протяжении пятнадцати лет целенаправленно разрушалось высокотехнологичное производство. Разрушалось именно то, ради чего, собственно, учатся. У процесса обучения есть цель: применение знаний в общественно полезной деятельности, когда результаты востребованы другими. Результаты же деятельности значительной части тех, кого принято сейчас называть креативным классом, общественно вредны! То есть ее результаты не только никем не востребованы, но и вызывают общественное отторжение. К сожалению, сложилась система, когда этот креативный класс осознал себя как класс и защищает свои интересы.
Начнется возрождение высокотехнологичных производств—и начнется возрожение науки и образования,—убежден Вассерман.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

________________________________

 

ОТВЕТЫ ВАССЕРМАНА НА ВОПРОСЫ СТУДЕНТОВ:

О высшем образовании:
—Высшим должно считаться то образование, которое сопровождается отсевом неуспевающих.
О среднем образовании:
—Многоуровневая система образования для одаренных, и не очень, нецелесообразна. Сужается поиск этих одаренных. Идея ранней специализации пагубна. Разные способности созревают в разное время. Сосредоточившись на том, что проявилось раньше, упускается то, что проявится позднее. Наилучшая модель та, что сформировалась в середине XIX века в нескольких европейских государствах и была доведена до совершенства в СССР, когда учат всех и всему, плюс дополнительное образование.
О вере в Бога:
—Вера—дело безотчетное и скорее всего относится к области не понимания, а пожелания, и может сочетаться с любым пониманием.
Как говорил Михаил Ломоносов, «легко быть ученым, ссылаясь на три слова: «Бог сие сотворил». Ученый должен исследовать факты. Ученый может быть верующим во все, что не касается его практической деятельности.
Об Украине:
—Миф украинской исключительности создан в 1864 году польским политиком и историком Валерианом Калинкой. Его программа нацелена на культивирование тех идей и личностных особенностей, что в рамках русской цивилизации считается особо отвратительным.
…Украина, с нашей точки зрения,—«дурдом», а с их точки зрения, все происходящее там вполне логично, ибо главная задача—создание Украины и уничтожение России. Украина перестраивается сейчас в оружие, нацеленное против России. Единственный способ обезвреживания—признание лозунга «Украина—не Россия» преступным. Надо признать нынешнюю Украину террористической организацией с принятием соответствующих политических, экономических и других мер.
Кому она достанется? Сейчас Украина сидит в глубокой долговой яме и представляет собой, как говорят в бизнесе, токсичный актив. Евросоюз делает все, чтобы перевалить этот токсичный актив на нас. Мы отказываемся от него не из-за того, что не можем погасить долги (РФ могла бы с этим справиться), а потому что если принять Украину в ее нынешнем состоянии, то там будет не один миллион уверенных в том, что злые москали оторвали их от европейских молочных рек с кисельными берегами, и будут мстить нам террористическим путем. Поэтому политика Российской Федерации нацелена на выдерживание Украины в карантине. Только когда масса украинцев, верящих в то, что они не русские, перестанет быть критической, можно будет заняться «разминированием»…

 

________________________________

 

Бороду Анатолий Вассерман отращивает уже более 30 лет. Просто однажды он подумал: какое колоссальное количество времени тратится на бритье и сколько всего интересного можно узнать и сделать за этот период. У нее, у бороды, есть своя собственная массажная складная расческа, которая хранится в одном из многочисленных карманов огромного жилета—другого неизменного атрибута эрудита. Супержилетка, подобно чудо-мозгу, вмещает кучу полезных вещей, которые могут оказаться чрезвычайно нужными в самых непредсказуемых ситуациях…

* * *

Анатолий Вассерман не знает значения фразы «Анатолий Вассерман не знает». Он даже знает слово, которое было в начале сотворения мира. Компьютер Анатолия Вассермана страдает комплексом неполноценности. Мозг Анатолия Вассермана содержит резервную копию всего Интернета. Гугл умещается в мозжечке Вассермана.

* * *

Фольклор гласит: «Сначала были борода и жилетка, которые со временем обросли Анатолием Вассерманом». И в этой шутке есть доля истины – без человека, который удачно совмещает эти атрибуты, они бы не имели никакого смысла. Анатолий Вассерман поражает своими энциклопедическими знаниями и умением оперативно получать нужную и точную информацию. Это возможно благодаря цельной картине мира, которая автоматически возникает при его мыслительном процессе. А ее невозможно воссоздать без научных основ, знания философии и логики, широкого кругозора.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера