Остается лишь «спрямить угол»…

Под «флагом»  Федора Конюхова

Всем известно, что садоводство, которое является традиционной для Крыма отраслью сельского хозяйства, переживает сейчас не лучшие времена. Раньше Крым производил около 100 тысяч тонн различных фруктов в год, этого хватало для того, чтобы обеспечить витаминами жителей полуострова и отправить излишки на экспорт. В числе основной и очевидной проблемы чаще всего называют недостаток пресной воды: после того как власти Украины перекрыли Северо-Крымский канал, садоводы вынуждены пользоваться артезианской водой, запасы, которой небезграничны.
Негатива добавляет и общая тенденция: до 2014 года площадь виноградников и садов ежегодно уменьшалась на треть. Таким образом, за последние двадцать лет количество земли, которая используется под садоводство, гораздо ниже реальных возможностей региона. Однако опыт специалистов агрофирмы «Золотая балка», которые тестируют проект садоводческого хозяйства, позволяет взглянуть на проблемы крымского садоводства и под другим углом.
«Золотая балка» с давних времен выращивает виноград и производит игристые вина. В распоряжении агрофирмы—2600 га земель сельхозназначения. Из них 1450 га—под виноградники. У винодельческого хозяйства потенциально нет проблем ни с орошением, ни с качеством почв. После ввода в действие новых очистных сооружений в Балаклаве воды должно хватать. Что касается качества почвы, то ситуация и вовсе представляется идеальной. На территории «Золотой балки» есть до 100 га земли, которая подходит именно для плодовых деревьев. Как уверяют агрономы, для винных сортов винограда больше подходят бедные известковые почвы. Считается, что чем сильнее лоза «мучается», чем сложнее добывает воду, тем идеальнее становится виноград. Для фруктовых деревьев, чья корневая система расположена ближе к поверхности, напротив, лучше подходят жирные плодородные почвы.
«После раскорчевки старого винограда мы пришли к выводу, что на нашей территории есть земли, которые идеальны для садоводства. 100 га—это очень внушительная площадь. Сегодня выращивание плодовых культур—процесс высокотехнологичный. Современные яблони, как и виноград, растут на шпалере, под сеткой, для того чтобы внешний вид соответствовал качеству. Все процессы по уборке и обрезанию автоматизированы. Это очень капиталоемкий, но и потенциально маржинальный бизнес»,—рассказывает совладелец «Золотой балки» Артем Зуев.
В настоящий момент идут консультации с иностранными экспертами, в частности рассматривается привлечение итальянских компаний и технологий. Среди плодовых культур, которые можно выращивать на территории «Золотой балки»,—яблоки, абрикосы, персики и даже киви. Однако в агрофирме не спешат сообщать о садоводческом хозяйстве как о решенном деле. Проблема—сугубо рыночная.
«Мы на 100 процентов уверены, что на наших землях вырастим самые сладкие, вкусные и красивые яблоки и персики. Но проблема заключается в возможности попадания их на полки торговых сетей. Собранный со 100 га по современным технологиям урожай—это сверх того, что требуется Крыму. Значит, нужно продавать в сети в регионах России. И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой сегодняшнего сельского хозяйства (можно назвать ее коррумпированной): производителю крайне сложно попасть на полки напрямую, без перекупщиков. И в этом наш основной риск»,—делится опасениями Артем Зуев.
По его мнению, при существующем укладе рынка в выгоде оказываются прежде всего перекупщики. Если не создать для производителей системы стабильного и устойчивого спроса по справедливой цене, то любая форма земледелия становится рискованной, несмотря на климатические условия региона. Только совместные усилия ассоциаций производителей продукции и законодателей способны поменять существующие правила игры. Бизнес никогда не станет рентабельным, если продавать продукцию перекупщикам по бросовой цене.
«Необходимо, что называется, «спрямить угол», создать такие условия, чтобы сети принимали товар напрямую у производителей, а не у перекупщиков. Это, кстати, выгодно и самим сетям. Чем дешевле будет продукт на полке, тем выше будут продажи. Для производителя же основная проблема в том, что если ты не можешь продавать товар близко к рыночной цене, то не получишь возвратный капитал. И это сегодня тормозит и нас, и большинство инвесторов агросектора»,—добавил Зуев.
Ситуация парадоксальная: агрофирма готова завалить прилавки высококачественным товаром, но в силу объективных причин боится сделать фальстарт и «прогореть» с новым бизнесом. А на отечественных рынках продаются недешевые и не самые вкусные импортные фрукты.

 

А. РОГОВ.

Другие статьи этого номера