«Ваше благородие» не из винограда

«Ваше благородие» не из винограда

Севастопольские депутаты и виноделы обсудили изменения в федеральное законодательство в сфере производства и оборота винодельческой продукции, запрещающие в том числе производство вина не из винограда.

 

Два федеральных законопроекта, направленные на развитие виноградарства и виноделия, обсудили в законодательном собрании Севастополя городские депутаты, депутат Госдумы Дмитрий Белик и представители севастопольских винодельческих предприятий: агрофирмы «Золотая балка», Инкерманского завода марочных вин, Севастопольского винзавода, предприятия «Артвин», Ассоциации виноградарей и виноделов Севастополя.
Законопроект «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации» проходит подготовку ко второму чтению. Важным нововведением документа стала передача полномочий по контролю за процессом производства вин от «Росалкогольрегулирования» Минсельхозу РФ. «Виноградарство и виноделие—это важнейшая отрасль экономики во многих странах мира. В настоящее время Россия использует пригодные для виноградарства земли не более чем на 15 процентов, в результате более 40 процентов вина и виноматериалов в Россию ввозится из-за рубежа»,—говорится в пояснительной записке к законопроекту. Предлагаемые законодательные изменения, считают разработчики проекта, позволят разграничить производство алкогольной продукции на основе этилового спирта и производство так называемых «благородных напитков», производимых из общепризнанного в мире ценного продукта питания—винограда.
В законопроекте предлагается закрепить следующие направления государственной поддержки в сфере виноградарства и виноделия: обеспечение закладки виноградников и ухода за ними; развитие питомниководческой базы для производства посадочного материала винограда; осуществление научных исследований и инновационной деятельности в области виноградарства и виноделия; продвижение на рынки иностранных государств винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения, а также создание благоприятных условий для винодельческих хозяйств, осуществляющих экспорт произведенной из собственного винограда винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.
Среди основных новшеств законопроекта перечисляется установление требований к ведению реестра виноградных насаждений, инвентаризации виноградников и декларированию урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции, а также производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. Кроме того, отдельная глава посвящена особенностям лицензирования таких алкогольных напитков, как вино, игристое вино (шампанское) и ликерное вино.
Законопроект также устанавливает системы запретов на производство винодельческой продукции не из винограда и последующее за принятием данного законопроекта введение мер уголовной и административной ответственности за нарушение таких запретов.
Второй законопроект «О внесении изменений в статью 27 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающий продление до 2020 года особенности реализации алкогольной продукции в Крыму и Севастополе, сейчас находится на рассмотрении Госдумы.
Документ предоставляет возможность севастопольским производителям получить лицензии на выпуск вина с защищенным географическим указанием (ВЗГУ) и защищенным географическим наименованием (ВЗГН). Место происхождения будет общим для Севастополя и соседнего региона—«Крым». К вину, имеющему пометки «ВЗГУ» и «ВЗГН», предъявляются более строгие правила: предприятие обязано использовать при его производстве только собственный виноград, собранный и переработанный по определенной технологии. Кроме того, производство и розлив вина тоже должны вестись в пределах одного региона.
«Крымские винодельческие организации являются государственной собственностью Российской Федерации и Республики Крым, на приватизацию которых в соответствии с украинским законодательством действовал мораторий. Имущественные комплексы девяти из 36 государственных винодельческих организаций Республики Крым и города федерального значения Севастополя переданы в аренду на длительный срок. Основное производственное и технологическое оборудование заводов первичного виноделия по переработке винограда имеет значительный физический и моральный износ, здания и емкостное хозяйство в них требуют в первую очередь инвестирования средств в их капитальный ремонт и модернизацию.
По производственным объектам недвижимости части государственных винодельческих предприятий в настоящее время продолжается оформление передачи прав из собственности субъектов в федеральную собственность и регистрация в государственном реестре прав на них. Площади торговых и складских помещений не соответствуют установленным законом Российской Федерации требованиям, не завершена регистрация прав в «Росреестре» на многочисленные объекты недвижимости, в которых расположены магазины розничной торговли алкогольной продукцией и владельцами которых являются частные собственники, сдающие торговые площади в аренду»,—говорится в законопроекте.
Отмечается, что такие ведущие винодельческие предприятия, как ООО «Инкерманский завод марочных вин», ГУП Севастополя «Севастопольский винный завод», ООО «Качинский+», ООО «Ласковый город», ГУП Республики Крым «Завод шампанских вин «Новый Свет», ООО «Золотая балка», ООО «Крымский винный дом», ООО «Евпаторийский завод классических вин», ООО «Сатера», осуществляют производство винодельческой продукции исключительно из винограда, выращенного на территории Республики Крым и Севастополя. С целью создания благоприятных условий для отечественных крымских производителей винодельческой продукции из собственного винограда законопроектом предусмотрены особенности производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Новым законодательством разрешается до 1 января 2020 года реализация произведенной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе винодельческой продукции на вокзалах и в аэропортах, поскольку ввиду действующих санкций на международные авиа- и пассажирские перевозки отсутствуют магазины беспошлинной торговли на территориях вокзалов и аэропортах этих субъектов Российской Федерации.
Присутствовавшие на встрече представители винодельческого бизнеса Севастополя и Крыма среди проблем отрасли, решение которых следует заложить в обновляемое законодательство, назвали сложность попадания отечественной продукции на полки магазинов, трудности с привлечением инвестиций и вопрос, связанный с арендой земли под виноградники. Они высказали конкретные предложения, касающиеся процедуры и порядка получения лицензирования на производство, хранение и поставку винодельческой продукции, сертификации на технологическое оборудование, расширения понятийного аппарата и уточнения базовых терминов законопроекта. Все предложения, утверждает пресс-служба заксобрания, депутаты направят разработчикам документа в виде поправок.

 

Е. ДОЛИНСКАЯ.
Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера