Выставка «Где волн понтийских не смолкает шум».
Однажды ранней весной знаменитый римский музыкант Гай Сильван прибыл в Херсонес, чтобы принять участие в праздновании Дионисий. Почетного гостя встречали пышно. В красных узорчатых мегарских чашах ему подносили терпкое вино, настоянное на горьких травах. Его потчевали сладкими плодами инжира и пахнущими морем устрицами, солеными осетрами и бог знает еще какими деликатесами.
А он перебирал струны своей лиры из черепашьего панциря и пел о далекой родине, о трех бурных морях, которые ему пришлось преодолеть, о скрипучем деревянном корабле и о бесстрашном капитане Диофанте, сыне Герака, что привез его в благословенную Тавриду. Суровые херсонесские мужи почтительно внимали его песне, юноши повторяли стихи, а девы в праздничных венках кружились в причудливом танце, словно морские нимфы. Даже молчаливые скифы пришли посмотреть, как рождается музыка. Было это примерно в 130 году н.э.
«Откуда это известно?»—спросите вы. У нашей истории есть строгие научные доказательства, между прочим, запечатленные в мраморе. И вы можете лично в этом убедиться, посетив выставку с романтичным названием «Где волн понтийских не смолкает шум», что открылась в выставочном зале Херсонесского музея-заповедника. Название выставки—это строка из поэмы археолога и поэта Льва Васильевича Фирсова. Хочется привести его четверостишие полностью:
Где волн понтийских
не смолкает шум,
Где зубья скал
увиты пенным кантом,
И шквалы ветра
будоражат ум,
Когда борей вступает
в спор с левантом…
Не правда ли, стихи, достойные легендарного Гая Сильвана? В них так и слышатся шум волн и пение ветра в сухих травах.
Но вернемся в древний Херсонес. Его жители—народ морской. Торговые и культурные связи полиса обширны: греки всегда были прекрасными мореходами и рыбаками. В Херсонесе долгое время существовал целый рыбацкий квартал. Его жители не только ловили и солили рыбу, которую в изобилии давали местные бухты, но и занимались производством соленого рыбного соуса гарума. На выставке представлено множество предметов из их повседневного обихода.
Археологами воссозданы в моделях древние корабли, рядом с которыми мы видим подлинные якоря, поднятые со дна Казачьей бухты.
Но не только седая древность Херсонеса представлена на выставке. Не менее интересна экспозиция, посвященная затонувшим кораблям коалиции времен Крымской войны. За стеклом витрины—целая коллекция английского фарфора с затейливым кобальтовым рисунком, а еще—рюмки, бутылки… Среди этих сокровищ нашлась пиала с изображением выставочного павильона лондонской промышленной выставки, проходившей в Гайд-парке в 1851 году. Все эти предметы извлечены работниками отдела подводной археологии буквально со дна морского.
Начало подводных исследований в Херсонесе было положено директором Херсонесского музея Константином Эдуардовичем Гриневичем. Летом 1930 года Гераклейская экспедиция Московского научно-исследовательского института археологии и искусствознания РАНИМХИРК приступила к погружениям. В распоряжении ЭПРОН (экспедиции подводных работ особого назначения) были моторный баркас «Стенька Разин» и «горячие головы», готовые погружаться на глубину до 20 метров. Экспедицией была составлена подробная картина дна, привязанная к береговым ориентирам. Эти первые исследования и стали основой для развития подводной археологии.
Авторы выставки, А. Букатов и Т. Дюженко, предлагают нам увлекательное путешествие в царство Посейдона, где каждая эпоха оставила свои записи в великой книге истории.
Выставка будет работать до 28 февраля.
Т. ДОВГАНЬ.
Фото автора.