«Мой стих трудом громаду лет прорвёт…»

Летопись экспертно-криминалистической службы в Севастополе: с чего все начиналось

19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии родился Владимир Владимирович Маяковский. Один из крупнейших поэтов ХХ века. Помимо поэзии Маяковский проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

 

В мировой поэзии ХХ века Маяковскому принадлежит особенная, можно сказать, исключительная роль. Уподобив его поэзию динамизму грандиозных межпланетных ракет, Пабло Неруда отметил, что под её влиянием вся мировая поэзия «преобразилась, словно пережила настоящую бурю».
Первые шаги Маяковского в литературе были осложнены сближением с одной из многочисленных в те годы модернистских группировок—с кубо-футуризмом. Русский футуризм нашёл в Маяковском прекрасного пропагандиста, что, конечно, не даёт оснований для идеализации этого течения. Однако всего через полтора- два года стало очевидно, что в сравнении с Маяковским футуризм слишком незначительное и преходящее явление. Талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Эксперименты над словом не стали для него самоцелью, а расценивались как средство повышения выразительности стиха. Несмотря на некоторую затемнённость поэтической мысли, уже трагедия «Владимир Маяковский», а особенно последовавшие за ней поэмы «Облако в штанах», «Флейта позвоночника», «Война и мир», «Человек» открывали совершенно новую страницу в истории литературы.
Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального, гуманистического характера. Лейтмотивом его творчества становится крик «Долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей,—человеку».
Главное, что определило пафос предоктябрьского творчества Маяковского, точно назвал Горький: «Поэт ищет слияния с народными массами и своё «я» понимает только как символ массы, до дна поднятой и взволнованной войной. Маяковский гораздо трагичнее и, поднимая вопросы общественной совести, социальной ответственности, несёт в себе ярко выраженное русское национальное начало». В социалистическую литературу поэт входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма.
С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт ХХ века. А ведь этот век бредит новаторством. Никогда не говорилось о нём так много, никогда не было столько претендентов на славу первооткрывателя в искусстве. Но оказалось, что новаторство подчиняется общим закономерностям развития литературы и искусства. Однако опыт Маяковского и его современников приводит к мысли, что приживаются и оказывают влияние на дальнейшее развитие искусства прежде всего те открытия, которые отвечают потребностям времени, способствуют утверждению его прогрессивных тенденций. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что он предпринимал поиски оздоровления поэзии и стремился слить свою судьбу с судьбой народа. Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов.
У Маяковского есть и лирика, и публицистика. Но историческая заслуга поэта—создание лирики нового типа, в которой публицистика становится лирикой, а лирика звучит публицистически.
В творчестве Маяковского поэмы—своеобразные вехи, обозначающие узловые точки пересечения его биографии с ходом истории. В его лирике и эпосе наиболее ярко, может быть, даже демонстративно, с подчёркнутой выразительностью запечатлены некоторые важнейшие черты новой личности, и это особенно рельефно сказалось именно в поэмах.
Присмотритесь, как решается, например, вечная лирическая тема любви в произведениях «Облако в штанах», «Люблю», «Про это». У Маяковского любовное чувство выражено яростно, страстно, с вулканической силой. Сатирические произведения Маяковского 20-х годов ХХ века поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется: вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, трус, бракодел и т.д.» Это всего лишь перечень (далеко не полный) мерзавцев, которые в то время ходили (а некоторые ещё и сейчас ходят) по нашей земле. Подлинную сатиру рождает гнев.
Сатира Маяковского рождена гневом поэта—патриота России, интернационалиста и гуманиста, отвергающего всё, что унижает и оскорбляет человека. Ярче всего талант Маяковского раскрыт в последних драматургических произведениях. Их новаторский характер был признан не сразу. Даже тогда, когда о поэзии Маяковского прочно утвердилось мнение как о самом ярком явлении искусства того времени, пьесы «Клоп» и «Баня», не говоря уже о «Мистерии—буфф», долго оставались в тени. Маяковский, обладая гениальной одарённостью, сам был носителем высокой культуры, как поэтической, так и театральной.
Человеческим величием, страстной убеждённостью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками—«Во весь голос». Поэт разговаривает с потомками через головы современников. Но не о конфликте с временем, а «о времени и о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. «Во весь голос»—своеобразный смотр всего, что писалось когда-то им «на злобу дня» и что третировали эстеты. Всё в этом разговоре масштабно. «О времени» здесь означает «об эпохе», «о себе»—о типе поэта. Обобщая самые дорогие и заветные убеждения, добытые в самоотверженном труде и жестокой борьбе, поэт подводит итог трудному героическому пути:
Мой стих трудом
Громаду лет прорвёт
И явится весомо,
грубо, зримо,
Как в наши дни вошёл
водопровод,
Сработанный ещё
рабами Рима».

 

И. Кузнецова, заведующая библиотекой-филиалом №1 ЦБС для взрослых.

Другие статьи этого номера