Каждый пятый россиянин ищет скидки

Каждый пятый россиянин  ищет скидки

Самыми бережливыми оказались граждане от 25 до 44 лет.
Каждый пятый россиянин гоняется за скидками, именно этот фактор становится ключевым при покупке, показало исследование Mail.Ru Research и сервиса объявлений «Юла» (есть у «Известий»). При этом 85% опрошенных ищут скидки и в онлайн-, и в офлайн-магазинах, а самыми бережливыми оказались люди в возрасте от 25 до 44 лет. Желание сэкономить—нормально и объяснимо: в России с 2014 года заметно сократились реальные доходы населения. Менять потребительские привычки тяжело, и граждане все еще живут в режиме экономии, отмечают эксперты.

 

Подавляющее большинство россиян обращает внимание на скидку при покупке товара. Страницы, на которых предлагается дисконт, получают на 26% больше просмотров, показала статистика «Юлы». При этом 85% обращают внимание на скидки и в онлайн-, и офлайн-магазинах, а 88% опрошенных признались, что перед покупкой сравнивают цены на товар на нескольких ресурсах, и только 12% приобретают его сразу. Причем такая бережливость в равной мере свойственна как женщинам, так и мужчинам.
Наиболее дотошны в выборе самой низкой цены люди в возрасте от 25 до 44 лет. 91% респондентов в этой категории обязательно сравнивают цены на нескольких онлайн-площадках перед покупкой, отмечается в исследовании.
Желание купить товар со скидкой нормально и свойственно не только россиянам: достаточно вспомнить «черную пятницу» в США и масштабные распродажи в Китае, отметил профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. Цена на один и тот же товар в официальном магазине и у относительно «серого» продавца, которого можно найти в Интернете, может различаться в два раза, пояснил он.
Однако ситуация в России не так типична, как можно представить. С 2014 года в течение четырех лет реальные располагаемые доходы граждан снижались, напомнил советник генерального директора «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов. А это именно те деньги, которые остаются у гражданина после оплаты квартиры и других обязательных платежей и которые он может потратить на минимальный для себя набор продуктов. Менять потребительские привычки очень тяжело, а реальные располагаемые доходы снизились существенно. Поэтому многие следят за скидками и стараются приурочить покупки к ним, отметил Сергей Хестанов.
Ситуация уже начала улучшаться. Как отметил ЦБ в аналитическом обзоре «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки», россияне продолжают уходить от сберегательной модели поведения. «По мере наращивания потребления на фоне восстановления экономической активности наблюдалось плавное замедление роста депозитного портфеля, свидетельствующее о продолжающемся постепенном отходе населения от сберегательной модели поведения, которое, по оценке Банка России, не создает существенных проинфляционных рисков»,—отмечалось в материалах регулятора.
Действительно, период наиболее жесткой экономии прошел, считает Сергей Хестанов. Частично потребительский спрос покрывается ростом кредитования. Однако ситуации могут быть разными: кто-то берет займы, чтобы погасить старый долг, а кто-то продолжает сберегать, подчеркнул эксперт.
По данным «Росстата», за январь-июль реальные денежные доходы россиян выросли на 2,6%, тогда как в предыдущие четыре года динамика была отрицательной. Всё это время граждане жили в сберегательной модели поведения, и только теперь наметились первые признаки отказа от режима жесткой экономии. Оживление потребительского спроса косвенно подтверждается существенным ростом розничного кредитного портфеля банков: в июле он увеличился год к году на 19,7%. Таким образом, доходы растут медленнее, чем кредитование, и россияне реализуют отложенный спрос, накопившийся за годы жесткой экономии.

 

Т. ГЛАДЫШЕВА, В. ДОРОХОВА.
Фото П. Беднякова.

Другие статьи этого номера