Севастопольские мотивы

Севастопольские мотивы

Что привезти домой из Крыма? Такой вопрос задает себе практически каждый турист. И севастопольские мастера этот туристический сезон встречают во всеоружии. Выбор огромен: мыло с символикой Севастополя и севастопольские пряники с видами города, нарисованными съедобной цветной глазурью, идут нарасхват. Шкатулки, панно, декоративные доски, подносы и вазы с севастопольским орнаментом, часы с видом Херсонеса, очевидно, предпочтительней, чем китайские сувениры.

2019 год объявлен Годом народных художественных промыслов и ремесел. Севастопольской ремесленной палате—почти два года, и один из важных ее проектов называется «Севастопольский сувенир». Мастера, художники вместе продумывали севастопольский орнамент и изделия, которые могут привлечь туристов.
—Мы задумались: в Вологде—кружево, в Жостово—подносы, в Туле—пряники. А у нас?—говорит председатель Ремесленной палаты Татьяна Бахирева.—История Крыма и Севастополя—стародавняя и очень интересная. В итоге мы создали свой орнамент, в котором есть и горы, и поля, и что-то от тавров. Гончары делают, к примеру, посуду, подобную той, которая была у херсонеситов, или сделанную по форме времен Крымской войны. Есть скифская тематика.
Севастопольская роспись—одно из интереснейших направлений в творчестве мастеров. Так, художницы Татьяна Докина и Татьяна Бородова в библиотеке № 12 недавно провели выставку своих работ. Две Татьяны—единственные в городе мастера, в советское время придумавшие уникальный рисунок, а теперь они делятся своими знаниями со всеми желающими на мастер-классах. В течение трёх месяцев художницы проводили занятия с людьми предпенсионного и пенсионного возраста. Севастопольская роспись, похожая на петриковскую и городецкую, хохломскую и семеновскую, украшает шкатулки, ложки, вазы, посуду ручной работы.
На самом деле севастопольская художественная роспись возникла еще в 1973 году. Тогда для создания цеха росписи сувенирных изделий была приглашена художник хохломской росписи из города Семенова. На основе токарного цеха Лесхоззага были разработаны первые образцы произведений декоративно-прикладного искусства. В 1988 году по инициативе директора Крымского электроремонтного завода, а впоследствии мэра Севастополя Бориса Кучера на базе завода открылась мастерская росписи сувенирных изделий. В качестве разработчиков новой продукции как раз и пригласили Татьяну Докину и Татьяну Бородову.
—На севастопольскую художественную роспись оказали влияние горододецкая, хохломская, петриковская и семеновская росписи,—говорит Татьяна Докина.—Конечно, за долгие годы работы в итоге у нас появился свой стиль, свой почерк.
По словам Татьяны Бахиревой, в Севастополе сложилась южнорусская роспись: «Сейчас мы уже заявляем о том, что появилась именно севастопольская роспись—это эклектика из многих росписей. Мастер Татьяна Бородова, например, уже 40 лет работает в этой технике. Вместе с ней работает Татьяна Докина. Их стиль росписи не похож ни на один из существующих и в то же время вобрал в себя многие элементы, характерные для других региональных южнорусских стилей».
Как рассказала председатель Ремесленной палаты, возрождать древнее ремесло очень трудно, так как не хватает информации. Поэтому севастопольские мастера в свое творчество обязательно привносят что-то новое, современное.
Сейчас Ремесленная палата объединяет около 70 мастеров. Им разрешили выставлять свою продукцию на Приморском бульваре два раза в неделю, в субботу и воскресенье. С обязательным условием: никаких китайских подделок и никаких продавцов. Кроме того, необходимо проводить благотворительную и социальную работу, в том числе бесплатные мастер-классы.
—Для развития ремесел климат в городе благоприятный, главное—было бы желание,—уверена Татьяна Докина.
А как раз с желанием создавать все новые красивые изделия у севастопольских мастеров точно нет проблем!

Анна БРЫГИНА.
Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера