Виктория—это победа!

Виктория—это победа!

Водить троллейбус—дело нелегкое, но в большинестве случаев, как показывает практика,—женское. Виктория Кайдаш мечтала стать водителем троллейбуса с детства. Сегодня она—победительница конкурса в номинации «Лучшая по профессии».

Три часа ночи. Город спит. За окном—непроглядная тьма. Только фонари освещают дорогу, да непрерывно мигает зеленым «глазом» светофор, отдыхающий от дневных перегрузок. Виктория (к слову, мама двух детей) собирается на работу. Чашка крепкого кофе, недолгая заминка перед зеркалом, и из подъезда обычного многоквартирного дома выходит эффектная стройная блондинка. Женщина садится за руль личного автотранспорта. Едет из одного района города в другой, в троллейбусное депо. С виду такая хрупкая… Но это впечатление обманчиво. Нервы у Виктории после пятнадцати лет профессионального водительского стажа стали такими же крепкими, как металлические штанги троллейбуса.
Медицинский осмотр, проверка технического состояния транспорта—теперь можно и за руль. «Рогатый» просыпается на ходу, выныривая из-за поворота прямиком в предрассветное утро. На остановке уже нетерпеливо маячит чей-то одинокий силуэт—это первый пассажир. Пройдет всего полчаса, и салон заполнится…
В этом году в Севастополе в третий раз прошел ежегодный традиционный конкурс профессионального мастерства «Севастопольские мастера-2019» в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший по профессии». Виктория Кайдаш—его победитель.
С чего начинался профессиональный путь? «С мечты!»—отвечает Виктория. Когда-то она была обычной севастопольской девчонкой, которой очень нравилось рассматривать город через стекло троллейбусного окна. В 24 года окончила учебно-курсовой комбинат, прошла стажировку в ГУП «Сев-электроавтотранс» им. А.С. Круподерова». Самым сложным оказалось привыкнуть к графику. Первое заступление на смену—в 4.20.
—Работа интересная, по-своему затягивает, дисциплинирует во всех отношениях,—рассказывает победитель профессионального конкурса. Но при этом Виктория не скрывает: водить троллейбус—это тяжелый труд, устаешь морально и физически.
Конечно, сегодня, когда троллейбусный парк пополнился машинами нового поколения, работать стало проще. Поломки случаются реже, время вынужденных простоев снизилось. Виктория вспоминает, как водила троллейбус 1981 года выпуска. «Старичок» дребезжал и кряхтел всеми запчастями. Пассажиры зачастую на остановках игнорировали его, не желая ехать в неудобном транспорте. Теперь же в кабине водителя—навигатор, в салоне—электронное информационное табло, кондиционер. Современный троллейбус выглядит презентабельно, что мгновенно оценили люди. Пассажиропоток, а значит, и выручка, выросли в разы. Как водитель, Виктория приветствует установку терминалов, введение Единой городской карты Севастополя. Кондукторов не хватает. Без них расчеты ведет сам водитель, что создает дополнительную нагрузку. Между тем ее главное дело—следить за дорогой.
Ведь и дорога сегодня тоже изменилась. Машин невероятно много. В летнее время это сплошной бурный поток, в котором громоздкому троллейбусу маневрировать крайне непросто. К счастью, по словам Виктории, другие участники дорожного движения, как правило, относятся к этому с пониманием, пропускают. Но, разумеется, есть и такие, кто не прочь вклиниться, «подсечь».
Участие в городском конкурсе Валерия Кайдаш приняла не в первый раз. Прежде было третье, второе место, и только в этом году наконец-то первое. Упрямая женщина! Хотя сам отбор для участия (конкурс проводился союзом «Севастопольское объединение организаций профсоюзов», союзом «Региональное объединение работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» и правительством Севастополя)—это уже признание заслуг. На соревнование руководство предприятия выдвигает тех, кто себя зарекомендовал определенным образом, не имеет взысканий. Целью состязаний является повышение престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий, пропаганда их достижений и передового опыта. Особые надежды возлагаются на молодежь, но молодые специалисты не столь охотно, как хотелось бы, осваивают рабочие профессии. Между тем многое меняется к лучшему: доходы растут, все большее значение приобретают социальные гарантии.
Раньше на предприятии, например, была большая текучка кадров, задерживали зарплату. А теперь трудоустраиваться приезжают даже из других городов (есть общежитие). Если отработал без замечаний, в конце месяца—премия. Но многие все равно не выдерживают, увольняются, и зарплата здесь играет далеко не решающую роль. Серьезная ответственность, тяжелый график, стрессы на дороге—кто-то не выдерживает психологически. Принудить водителя нельзя, так как за его спиной—люди, их безопасность. Виктория же за рулем чувствует себя более чем уверенно. Настолько, что захотелось испытать свои силы в конкурсе среди самых лучших.
—Опыт при подготовке к конкурсу играет важную роль, однако все равно очень волнуешься,—признается Виктория.—Необходимо знать назубок Правила дорожного движения, устройство троллейбуса, правила технической эксплуатации. Время для ответов ограничено. Система оценивания балльная. Разброс в вопросах большой. Тут и принцип работы генератора (электродвигателя, компрессора), и составных частей рессор, и вопрос «на засыпку»: что делать, например, при возникновении пожара в троллейбусе, в случае обрыва контактного провода, обнаружения неизвестного предмета в салоне… Культуре обслуживания также было отведено место. Самый лучший водитель должен уметь не только приветствовать пассажиров, но знать кое-что о достопримечательностях города.
Кстати, о пассажирах. По словам Виктории Кайдаш, приятных, хороших людей значительно больше. Бывают, конечно, и недовольные. Таким летом холодно («Отключите кондиционер!»), а зимой жарко («Отключите печку!») Пожилые люди нередко жалуются, что троллейбус не подъезжает впритык к бордюру. «А такой возможности зачастую нет,—оправдывается Кайдаш.—Когда есть, мы подъезжаем. Просто остановки маленькие, автобусы и маршрутки так и снуют… Если стоишь в очереди, ждешь, чтобы подъехать к бордюру, то обычно один автобус сменяет другой—ждать можно долго. Приходится конкурировать».
Победа в конкурсе стала радостью для всей семьи Кайдаш. Дети гордятся мамой. Виктория же считает, что любая профессия—в удовольствие, когда ты освоился в ней, постиг все азы, когда понимаешь, что приносишь людям реальную пользу.
А вы говорите, женщина за рулем, да еще блондинка… Разве кому-то еще хочется на сей счет пошутить?

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

На снимке: победитель конкурса мастеров Виктория Кайдаш.
Фото В. Докина.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера