«Мир русского фольклора», или Народные промыслы во Дворце культуры рыбаков

Севастополь—крепость юга России

В рамках фестиваля «Мир русского фольклора», который проходит во Дворце культуры рыбаков и знакомит гостей с русскими народными обрядами, представлена выставка народных промыслов. А их на Руси было немало, мастерами Русь всегда славилась. Здесь представлены старинные русские промыслы, которые зародились в XVII-XIX веках в разных районах страны. Благодаря близости больших рек и караванных путей декоративная посуда, мебель, предметы быта попадали в Среднюю Азию, Персию, Индию, Европу.
Давайте и мы ознакомимся с предметами быта русичей, которые стали популярны далеко за пределами страны.

 

Хохлома—старинный русский промысел. Зародился в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись посуды и мебели, выполненную красными, золотистыми, зелеными красками по черному фону. Название «хохлома» пошло от деревни, в которой производился сбыт продукции. Долгое время хохломская посуда изготавливалась по заказу церкви. Изделия мастеров развозились по Волге судами в Городец, Нижний Новгород, Саратов, Астрахань, а оттуда—на Восток и в Европу.
На выставке представлены изделия из гжели. Гжель—русский народный промысел производства и росписи изделий из керамики и фарфора. Первое упоминание о гжели встречается в 1328 году. Расцвет гжельской майолики приходится на конец XVIII века. В 1804 году был найден состав белой глины и открыт первый фаянсовый завод, началось производство фарфора. В самобытном стиле росписи синей краской используются 30 различных оттенков этого цвета.
Настоящим украшением выставки стали стилизованные русские костюмы, которые надевали юноши и девушки в праздничные дни. Костюмы украшены богатой вышивкой, выполненной в стиле хохломы и гжели.
Русская матрёшка—один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Появление первой русской матрёшки датируется 1898-1900 годами. Именно в это время известный токарь Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол. Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых тоже было разным. Так, в начале XX века матрешки состояли из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.
На выставке представлена экспозиция кукол-мотанок, иначе они называются «куклы-обереги». Их название говорит о том, для чего они были предназначены. Одни—чтобы был богатым урожай, другие сохраняли счастье и покой в доме, третьи помогали обрести счастье в семейной жизни, четвертые охраняли ребенка и его здоровье. Предназначению соответствовало и содержание кукол.
Павловопосадские платки… На основе кустарного производства платков в Павловском Посаде в 1795 года была создана Павловопосадская платочная мануфактура. В основу рисунка легли образцы, характерные для Московского региона и восходящие к восточным орнаментальным шалям. Окончательное оформление стиля происходит в конце XIX—начале XX века. Это объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянд, разбросанных по полю, с добавлением стилизованных растительных элементов. Также на Руси широко были известны вологодское кружево, дымковская игрушка, палехская миниатюра, тагильская роспись, скань, или филигрань, городецкая и жостовская роспись.
Настоящим украшением выставки являются русские самовары. А знаете ли вы, что они появились еще в Древнем Риме, в Китае, оттуда перекочевали в Европу и только в XVII в. обосновались в России? Только на Руси славилось знаменитое русское чаепитие с чашками и блюдцами, со стаканами в подстаканниках, бубликами, вареньем и медом. Для россиян чаепитие всегда было не только застольем, но и дружеской беседой, решением деловых вопросов.
Для гостей праздника многие русские промыслы и рассказы о них были в новинку. Тем более было приятно не только услышать о старинных русских традициях, но и попробовать угощение. Какой же русский праздник обходится без блинов?!
Много на Руси праздников. Много ремесел. Потому что русский народ умел и работать, и отдыхать. Есть что передать детям, внукам и правнукам, есть чем гордиться перед далекими соседями. Такие мы, русские люди!

 

М. Сидорец.

Фото Е. Мокрецовой.

Другие статьи этого номера