Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 20o

Заведующая Детским центром медицинской реабилитации Лариса ТВЕРДОХЛЕБ: «Нарушение слуховой функции у ребенка приводит к широкому спектру проблем»

Потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек. В Международный день охраны здоровья уха и слуха о...

Потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек. В Международный день охраны здоровья уха и слуха о соответствующих нарушениях и их последствиях рассказала главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации, заведующая Детским центром медицинской реабилитации, врач-педиатр ГБУЗС «Городская больница № 5—ЦОЗМиР» Лариса Твердохлеб.

 

—Какая тенденция по нарушению слуха у детей наблюдается в Севастополе за последние годы?
—За предыдущие три года количество детей с потерей слуха в городе немного уменьшилось—с 316 до 218 человек. Однако инвалидность в динамике не уменьшается: в 2020 году с нейросенсорной тугоухостью у нас наблюдались 94 ребенка (в 2019-м—86, в 2018-м—84, в 2017-м—89).

—А в чем причины нарушения слуха у детей?
—Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными. 40% случаев снижения слуха происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Причиной проблем может быть низкая и экстремально низкая масса тела при рождении, если ребенок был рожден с недостатком веса, внутриутробно испытывал кислородное голодание, родился глубоко недоношенным. Еще одна причина—инфекции. Если беременная переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Гнойный менингит, менингоэнцефалит также могут привести к глухоте. Отит—особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может привести к гнойному отиту среднего уха и осложнению в виде снижения слуха. Неправильная гигиена также может приводить к глухоте. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала. Проблемы со слухом возникают и при длительном воздействии шума. Берегите детей от шумных мест. Кроме того, некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении тяжелых заболеваний, например сепсиса, малярии, туберкулеза, онкологии.

—Как определить проблемы со слухом у новорожденных?
—Проблема сниженного слуха у младенца будет заметна его родителям. Главный признак—отсутствие реакции на громкие звуки: вздрагивания, плача. Если реакции нет, надо немедленно обратиться к своему участковому педиатру. У детей старше года определить проблемы проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам. При подозрении на нарушение слуха необходимо обратиться к ЛОР-врачу поликлиники, получить направление к сурдологу, которая принимает в консультативной поликлинике ГБ № 5.

—Какие последствия могут наступить у детей из-за проблем со слухом?
—Нарушение слуховой функции у ребенка не только ограничивает возможность его общения с окружающим миром, но нередко вызывает и гораздо более тяжелые последствия—отставание в психофизическом развитии, нарушение крупной и мелкой моторики, координации движений, разнообразные эмоционально-волевые и иные психологические нарушения. В конечном счете, рано сформировавшиеся глухота и тугоухость при отсутствии должной коррекции ведут к существенному ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности во взрослом возрасте. Проблемы со слухом приводят к недоразвитию речи, мышления, памяти, внимания. Психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит значительно медленнее, чем у здоровых детей.

—Как проходит процесс реабилитации таких детей?
—Во внутреннем ухе есть рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения. У глухого человека эти рецепторы погибают, в результате чего звуки не поступают в мозг и человек не слышит. В таких случаях помогает специальный аппарат—кохлеарный имплант: система электродов, которая встраивается во внутреннее ухо с помощью хирургической операции, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва. Эти устройства закупаются и устанавливаются в рамках высокотехнологичной медицинской помощи за средства федерального бюджета. Слуховые аппараты закупает департамент труда и социальной защиты в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Вместе с тем даже самые современные хирургические методы и технические средства не позволяют глухим детям сразу же после подключения речевого процессора системы кохлеарной имплантации или слухового аппарата адекватно различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях, поскольку они не компенсируют функцию слуховой коры, а лишь обеспечивают доставку акустической информации к мозгу. Поэтому после применения имплантационных технологий или слухопротезирования ребенок нуждается в комплексной, систематической и четко структурированной помощи по формированию и развитию слухового восприятия, речи и разнообразных невербальных навыков, необходимых для его полноценной социальной интеграции.
Основная цель реабилитационных мероприятий в нашем центре—научить ребенка в слухопротезирующем оборудовании понимать речь и научиться говорить для полноценной социальной интеграции. У детей с врожденной глухотой слухоречевая реабилитация может занимать пять и более лет. Чем раньше установлен диагноз врожденной глухоты и ребенок слухопротезирован, тем легче проходит его реабилитация. Примерный перечень процедур (по показаниям): развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью кохлеарного импланта/слухового аппарата на занятиях сурдопедагога; занятия с логопедом, логопедический массаж; занятия с психологом или дефектологом; санация ЛОР-органов; электрофизиопроцедуры; лечебная физкультура.

 

Беседовала А. ПРИБЫЛОВА.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ