В современном мире в век цифровых технологий практически весь документооборот становится электронным: договоры, госзакупки, заявления в госорганы. Это просто, быстро и удобно. Но как обеспечить предприятию или индивидуальному предпринимателю юридическую достоверность документа и подтвердить, что именно руководителем подписан документ? Для этого существует электронная подпись.
Согласно законодательству, существуют разные типы электронной подписи, но для подписания юридически значимых электронных документов используется усиленная квалифицированная электронная подпись—самый надежный вид электронной подписи, равносильный собственноручной подписи владельца. Именно такую подпись индивидуальные предприниматели и юрлица могут получить в удостоверяющем центре ФНС РФ, который унифицировал выпускаемую подпись, убрав из нее целевые профили.
Подпись стала универсальной. С её помощью можно заверять любые электронные документы и отправлять их в государственные органы, в суды, операторам электронных площадок и контрагентам. Воспользоваться подписью можно в любой информационной системе—как в государственной, так и в частной, если в ней предусмотрена возможность подписания электронной подписью или есть авторизация через электронную подпись. Удостоверяющий центр ФНС РФ бесплатно обеспечивает электронной подписью всех ИП, юрлиц, руководителей, имеющих право действовать от имени юридического лица, и нотариусов.
Несмотря на то, что нормы законодательства, предписывающие ФНС РФ оказывать госуслугу по выпуску электронной подписи, вступили в силу с 1 января 2022 г., ФНС РФ уже с июля 2021 г. обеспечивает заявителей квалифицированной электронной подписью. Данный шаг был сделан с целью исключения очередей и обеспечения комфортного получения услуги. В процессе эксплуатации функциональная система удостоверяющего центра постоянно оптимизируется. Уже сегодня срок оказания услуги не превышает 15 минут.
Заявителю не требуется предъявлять оператору пакет уставных документов. Необходимо предоставить только оригинал паспорта и СНИЛС, а также сообщить оператору удостоверяющего центра свой ИНН и ИНН юрлица, если за электронной подписью обращается руководитель этого юрлица. Для записи электронной подписи оператор попросит предоставить сертифицированный носитель ключевой информации—токен. Если заявитель уже имел электронную подпись и является обладателем такого носителя, оператор запишет электронную подпись на него. Для удобства налогоплательщиков возле каждой точки удостоверяющего центра установлен вендинговый аппарат по продаже таких носителей.
Для получения услуги можно записаться онлайн через сайт ФНС или лично обратиться в одну из точек удостоверяющего центра ФНС РФ. В настоящее время в Севастополе организовано их три: в Нахимовском районе—обособленное подразделение № 1 (ул. Героев Севастополя, 74); в Гагаринском—подразделение № 2 (ул. Пролетарская, 24); в Ленинском—подразделение № 3 (ул. Кулакова, 37). ИП или руководитель юрлица для получения услуги должен обратиться в точку выдачи лично.
С 1 января 2023 г. все подписи, выданные ИП и юрлицам неудостоверяющим центром ФНС РФ, перестанут работать. А большинство современных предпринимателей уже оценили преимущества цифровизации и электронной подписи. В связи с этим настоятельно рекомендуем нашим налогоплательщикам не откладывать поход в удостоверяющий центр ФНС РФ на конец года, а получить такую подпись уже сегодня.