Одни идут в церковь врачевать душу, другие… В ночь с субботы на воскресенье, 20 марта, из стен Свято-Климентовского мужского монастыря, что в Инкермане, были похищены ларец с частицами мощей святых, икона святого великомученика Пантелеимона (ХIХ век), несколько икон современного исполнения, серебряные и медные крестики и пожертвования, собранные на ремонт обители прихожанами.Воровство само по себе греховно, воровство в храме — вообще факт вопиющий. Мало того, кража совершена во время Великого поста! Именно в этот момент церковь призывает человека к покаянию посредством поста и молитвы, а враг рода человеческого сугубо восстает на тех, кто в своей жизни старается идти по стопам Христа.
Это чрезвычайное происшествие, впрочем, как и любое другое ЧП, невольно обнажает все негативы и слабые места, в данном случае времени, в котором мы живем. Что стало с нами, люди?! Здорово ли наше общество, если алчущих наживы не останавливают даже святые стены обители?
По словам наместника Свято-Климентовского монастыря иеромонаха Иова, воздаяние от творца тому, кто дерзнул на такое злодеяние, как воровство в храме, будет страшным и ляжет на его потомство в нескольких поколениях. А для монастырской братии это серьезное испытание, которое должно лишь укрепить монастырь и души в нем живущих, чтобы, в свою очередь, помочь душам, сюда стекающимся…
Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IХ до ХIV-ХV веков, но в одном исследователи сходятся во мнении: отдельные пещерные церкви и отшельнические кельи Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.
Церковное предание связывает их появление со ссылкой в инкерманские каменоломни в 98 г. одного из величайших проповедников христианства — святого священномученика Климента, папы Римского, рукоположенного самим апостолом Петром.
Согласно житию, папа Климент был сослан в один из городов близ Херсонеса…Вследствие молитвы св. Климента Господь открыл источник (предание указывает на колодезь, находящийся между двух скал инкерманских каменоломен). Слухи о чуде распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземские обитатели приходили сюда креститься.
Во времена воинствующего атеизма, последовавшие за Октябрьской социалистической революцией, храм практически прекратил свое существование. Все монастырское имущество передали Севастопольскому музейному объединению. Возобновлен Инкерманский монастырь в 1991 г. трудами архимандрита Августина.
Ныне действующий пещерный монастырь находится в Монастырской скале. Вход в него расположен в ее нижней части. Пещерный комплекс состоит из трех храмов: Священномученика Климента, Святителя Мартина Исповедника, Апостола Андрея Первозванного (по преданию, вырублен самим Климентом) — рядом храм Троицы и восстанавливаемый храм Св. Великомученика Пантелеимона.
Главная святыня монастыря — рака с частицами мощей Священномученика Климента, слава Богу, она не похищена. Все остальное милиция, разумеется, ищет…
Говорят, что все проверяется временем. История православной церкви ясно показывает: период разрушения храмов прошел, несмотря ни на что, сегодня и всегда их двери открыты для всех страждущих.
Как стало известно редакции, автору программы «Горожане» (НТС) Татьяне Родионовой, буквально 1,5 месяца назад предлагали купить частицы мощей. Называли и цену — 200 гривен. Словом, торговля святыми реликвиями в городе имеет место. Однако те, кто такие святые «вещи» пытается продать, должны знать: мощи никогда не продаются, они обретаются по промыслу Божиему, поскольку это святыня, оставленная Богом для утверждения нашей веры! И горе тому, кто на нее посягнул!
Как часто вы посещаете церковь?
Анастасия Ивановна, жительница улицы Б.Морской:
— По возможности, кто как может, так и посещает. Батюшки говорят, что хотя бы раз в месяц надо приходить причащаться, а исповедоваться — как согрешил. Некоторые не торопятся на исповедь, откладывают на потом, когда, мол, грехов больше накопится. Но ведь, если руку запачкаешь, сразу моешь, а не ждешь, чтобы грязь накопилась. Согрешил — сразу исповедуйся! Я придерживаюсь всех церковных правил и храм посещаю регулярно. Слышала, что в Инкермане обокрали монастырь. Видимо, о своей душе вор не подумал, гореть ему вечно в огне!
Екатерина Григорьевна, жительница улицы Маршала Геловани:
— Исповедовалась нечасто. Всего 2-3 раза в жизни. А храм в последнее время посещаю каждое воскресенье. Зачем я это делаю — только меня и Бога касается.
Ирина, продавец:
— Обычно посещаю храм в праздники. На Пасху — обязательно. Часто по воскресеньям бываю в церкви. Но и сегодня была, все-таки пост, время очищения.
Нина Александровна, жительница проспекта Победы:
— Хожу в храм, когда душа подсказывает. Но никогда бы не украла из церкви! Воровство — тяжкий грех, а воровство из церкви — святотатство.
Владимир Михайлович, житель улицы Шевченко:
— Каждую неделю хожу, но не причащался, не исповедовался ни разу. Ставлю свечи за родных.
Лидия Васильевна, жительница Архангельска:
— И в России, и здесь я посещаю храм, когда поминаю родителей, родственников. Вообще, когда что-то случается, обязательно иду в церковь. Сейчас дочь болеет. Молю Бога, чтобы она быстрее поправилась. Благоговею перед красотой соборов и их внутренним убранством, их особенной атмосферой. Всегда на любую ересь в ответ появлялась сильная богословская мысль. Так и сейчас: кража в монастыре — своего рода искушение для того, чтобы живущим в нем задуматься и сделать упор на духовное. Все не так просто.
Галина, работница храма:
— Я старый человек. И прихожу в храм не только молиться, но и работать. Тружусь здесь во благо собственной души и прихожан по мере своих сил. Исповедуюсь и причащаюсь раз в месяц.
Владимир, студент:
— Хожу сюда перед сессией и прошу Создателя помочь в сдаче экзаменов. Замаливаю свои молодые грехи. Никогда в жизни не крал, тем более из церкви.
Александр, предприниматель:
— Верю в Бога. Ношу нательный крест. Крещен матерью во младенчестве. Не прошу у Бога непомерного богатства. Но молю избавить от внезапной бедности. Считаю, что успех в бизнесе во многом зависит от воли Божией. Хожу в церковь перед каждой серьезной сделкой. Если за круговертью дел забываю посетить храм, как-то само собой приходит чувство душевного дискомфорта и необъяснимой неудовлетворенности. Тогда бросаю все и спешу в святую обитель. Не понимаю, как могла подняться рука на святыни. Если человек не верит в Бога, у него должны быть еще и совесть, и элементарная культура, и уважение к ближнему.