В средствах массовой информации, в том числе и в нашей газете, не единожды поднимался вопрос о безопасном и упрощённом, то есть более доступном передвижении к социальным объектам города маломобильных граждан, к которым отнесены не только инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, но и люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, пожилые люди и родители с детскими колясками.Севастополь считается сложным по местоположению: многочисленные овраги, пригорки и балки. Вдобавок ещё 40% жителей, например Балаклавского района, проживают в сельской местности, а это накладывает свой отпечаток на решение "барьерных" вопросов. С целью осуществления контроля со стороны власти за решением проблемы при Севастопольской ГГА создан комитет по доступности. Аналогичные комитеты созданы также в каждом районе города при районных администрациях. Есть типовые положения о комитетах, регламентирующие их состав, функции и полномочия. Только вот дело никак не может сдвинуться с мёртвой точки.
Перейдём к жизненной прозе. Сейчас вошло в моду переоборудовать остановки под магазины, гастрономы, аптеки… Казалось бы, очень удобно, но… Посмотрите, какое множество ступеней ведёт к этим современным памятникам безалаберного и равнодушного отношения к своим согражданам. Кстати, недавно такой барьер в виде аптеки соорудили под носом Гагаринской администрации, где заседает районный комитет по доступности. Подобная же ситуация происходит и с многочисленными стоматологическими клиниками: попробуй полечить зубы, когда вход предваряет череда ступенек, при падении с которых можно остаться не только без зубов, но и повредить другие части тела!
Или возьмем спуски с бордюров на проезжую часть. Здесь тоже полагаются на русское "авось": оставшийся после работ цемент кинули на это соединение — как застыл, так и будет. Ведь, в сущности, для кого стараться? Здоровый человек и так спустится. А уж об эстетике и говорить не приходится: неаккуратно, некрасиво, лишь бы отстали. И так во всём, что касается неокупаемых затрат.
О местах отдыха, где считается особым шиком, верхом вкуса выстроить своеобразную "потёмкинскую" лестницу, лучше не вспоминать. Стоишь под таким крыльцом и думаешь: "Доколе, доколе будет продолжаться это издевательство?"
Наша архитектура отнюдь не помогает человеку экономно и более эффективно использовать своё время. Напротив, она унижает его, делает более зависимым и ущемлённым. Да, мир создан для здоровых людей, под их запросы и желания. Но теперь любителей архитектурных "красивостей" должно поубавиться. С 1 мая 2007 г. введены в действие новые Государственные строительные нормы Украины (ДБН В.2.2-17:2006 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), разработанные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и утвержденные приказом Госстроя. Данный нормативный документ содержит требования и нормы, которые необходимо строго соблюдать при проектировании и реконструкции общественных и жилых зданий с целью создания для инвалидов и других маломобильных групп населения условий жизнедеятельности, равных с другими категориями населения. Здесь всё вымерено, упорядочено, утверждено, не только даны основные рекомендации и сформированы нормативные требования общего характера, предназначенные для внешнего вида зданий, но и выдвинуты стандарты, включающие в себя создание необходимых условий внутреннего содержания помещений. Эти правила являются неким ГОСТом, непреложным законом, который распространяется на проектирование, строительство и реконструкцию гражданских зданий и сооружений с учётом возможностей этих групп людей. К тому же приказом Госкомитета строительства, архитектуры Украины, изданным еще в 2001 году, запрещено принятие в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения, в которых не выполнены мероприятия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к обозначенным объектам, предусмотренные действующими строительными нормами.
Пренебрежительное отношение к выполнению этих норм проектными организациями, формальный подход контролирующих органов (Укринвестэкспертиза), государственных комиссий, принимающих объекты в эксплуатацию, и привели к тому, что мы видим сейчас — недоступные для маломобильных групп населения городская и районные администрации, органы пенсионного и социального обеспечения, больницы, аптеки, поликлиники, почтовые отделения, магазины, вокзалы, дороги и тротуары, транспорт, рэпы, жилье — в общем, почти все. Таким образом родная держава загоняет этих людей в установленные, выгодные для неё рамки, преодолеть которые бывает чрезвычайно сложно, а в данной ситуации без ее помощи невозможно. В этом вопросе крайне важна солидарность власти и инвалидов, чтобы государство было готово членораздельно ответить на поставленные вопросы, а не уходило бы, потупив взор, в сторону. Главное — заинтересованность и внятная политика государства по отношению к данной проблеме. Не старушечья жалость в виде пенсий, пособий и прочих щедрот с барского плеча, а цивилизованная помощь, потому что нужных и правильных документов уже принято достаточно…
Степень цивилизованности общества определяется тем, как сильный относится к слабому. Я знаю по себе, что главная и, увы, пока несбыточная мечта инвалида — быть как все! Так почему бы нашему государству не облегчить пути к её достижению?