Митинг-реквием, посвященный 66-й годовщине расстрела евреев и крымчаков в Севастополе .
В 225-летней истории Севастополя и героические, и трагические события запечатлены в многочисленных научных трудах, мемуарах и популярной литературе. И все же один день до сих пор почти не привлек внимание исследователей и литераторов даже в солидных изданиях, посвященных нынешнему юбилею города.
У подножия памятника жертвам Холокоста зажигаются шесть свечей в память о загубленных жизнях шести миллионов европейских евреев.
По документам Чрезвычайной государственной комиссии установлено, что после вступления 1 июля 1942 года гитлеровских войск в Севастополь следом в город прибыла зондеркоманда 11-а — спецподразделение для "зачистки" еврейского населения. Предварительная регистрация проводилась 6 июля. Евреев и крымчаков обязали нашить на одежду вырезанные из простыней шестиконечные звезды, а 12 июля прибыть для отправки на сельхозработы. Они еще не знали, что обречены на смерть.
Прошло 66 лет. В прошедшее воскресенье дорогу от пл. Восставших пересекали многие севастопольцы. Они собрались на верхней площадке Стрелецкого спуска у памятника жертвам Холокоста. Звучит трагическая мелодия — нигун исполняет руководитель народного вокального ансамбля "Шолом" Галина Соркова.
Открыл митинг-реквием заместитель председателя Севастопольской еврейской общины Борис Гельман. Он напомнил, что 12 июля 1942 года гитлеровцы уничтожили 4200 севастопольцев — евреев и крымчаков. Этот день и это число установлены Чрезвычайной государственной комиссией после освобождения Севастополя в июле 1944 года. Но в книгах, содержащих главы об оккупационном периоде, не найти упоминания об этом событии, как и не увидеть в музеях стенда о 12 июля 1942 года. А ведь это трагедия нашего города, горестные страницы его истории. Гитлеровцы зверски уничтожали в заранее установленных местах врачей и учителей, ученых и портных, часовых мастеров и пекарей, всех от грудных младенцев до 90-летних стариков. И только за то, что им выпала судьба родиться евреями и крымчаками.
Нашей передовой общественности, нашим властителям дум и настроений, нам, пришедшим сюда, непозволительно быть безучастными, равнодушными, беспечными на этом месте в день памяти, в день Холокоста.
Борис Гельман обратился с призывом к присутствовавшим принять участие в программе "Увековечьте имена жертв Катастрофы", которую осуществляет израильский музей Яд Вашем. Каждый, кто знает о своих родственниках, знакомых, соседях, погибших от рук гитлеровских убийц, имеет возможность заполнить свидетельские показания и направить их в Иерусалим для увековечения этих имен в скорбном списке музея.
Председатель совета ветеранов севастопольской еврейской общины полковник в отставке Исаак Наумович Слуцкий прошел фронтовыми дорогами, освобождая от оккупантов Украину, Молдавию, Болгарию, Румынию и Югославию. Только вернувшись после войны в родной Севастополь, он узнал о том, что его мать, отец, братья и многие родственники были здесь зверски убиты гитлеровскими оккупантами. "Мы, севастопольцы, — говорит И.Н.Слуцкий, — теперь имеем возможность прийти к мемориалу "Жертвам Холокоста" и почтить их память. Но наше возмущение вызывают надругательства над этим памятником, тем более когда выясняется, что эти юнцы — правнуки бойцов, сокрушивших гитлеровский рейх. Боль Холокоста не заглушить, надо оберегать память о Победе над нацизмом как залог мирного согласия народов".
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Сергей ЦЫПОРДЕЙ, представитель Севастопольской городской госадминистрации, выразил сочувствие севастопольцам, чьи родственники стали жертвами гитлеровских палачей. "Эти люди — старые и молодые — унесли с собой свои надежды и чаяния. Возрожденный Севастополь — это волнующая память о наших предках. Нынешние поколения, осознавая трагедию войны, должны проявлять стремление укреплять межнациональное согласие в нашем городе".
Яков МАШАРСКИЙ, председатель Союза творческой интеллигенции Севастополя, выразил тревогу по поводу националистических призывов объединить одну группу населения против другой. "Всем нам необходимо воспринимать с уважением памятники истории каждого народа. Да, Холокост — это трагедия евреев, но это и трагическая страница истории Украины, это предостережение нашей молодежи от шовинизма и антисемитизма".
О человеческой отзывчивости, о спасении людей с риском для собственной жизни говорил Леонард ХАЦКЕВИЧ, которого в четырехлетнем возрасте укрывала от гитлеровских оккупантов белорусская женщина Ольга Устиновна Плескач — ныне 96-летняя жительница Севастополя. Ее имя увековечено на Аллее праведников мира в мемориальном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме.
"Братья и сестры! — так обратился к участникам митинга Александр КРЫВА-АПАЗИДИ — представитель греческого общества. — Наши родители, бабушки и дедушки подверглись депортации из Крыма, как и армяне, крымские татары, болгары. На себе мы прочувствовали горечь государственной несправедливости и отверженности. Сейчас мы вновь на родной крымской земле осознаем необходимость взаимопонимания и ответственности в отношениях между всеми севастопольцами".
Председатель армянского национально-культурного общества Ким ИГИТЯН отметил, что армян и евреев сближает схожая судьба: многовековые преследования, рассеяние по всему миру. В сознании армян тяжелый след оставил геноцид 1915 года со стороны турецких властей, который еще не признан повсеместно. И это, как считают многие ученые и политики, обусловило и еврейскую трагедию. В центре Еревана есть памятник, где на двух белоснежных стелах надписи на армянском и на иврите: "Быть или забыть…" Мы помним об этом и говорим всем севастопольцам: "Барев дзес!" — "Добро вам!".
Жительница блокадного Ленинграда Розалия Самойлова выразила признательность всем, кто пришел на этот митинг-реквием: "Своим присутствием наши друзья свидетельствуют о стремлении севастопольцев к взаимопониманию".
Валерий МИЛОДАН, председатель АНКОС, говорил о невосполнимых утратах Севастополя — о евреях и крымчаках — врачах, строителях, мастеровых, погибших от рук фашистов. Он резко осуждает тех недалеких деятелей, которые возбуждают национальную рознь, призывает воспитывать у людей невосприимчивость к любым проявлениям нацистской идеологии: "Но пассаран!" — "Они не пройдут!"
Звучит Аскара — поминальная молитва о евреях, погибших в пламени Катастрофы. Ее читает Леонид Шепелевский.
Участники митинга-реквиема возлагают к памятнику цветы. Ветер колеблет огоньки зажженных свечей. Память не угасает и тревожит душу.