В редакцию "Славы" обращаются пожилые люди с просьбами разъяснить те или иные положения пенсионного законодательства.
Об изменениях в Порядке представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" мы попросили рассказать начальника отдела по выплате пенсий управления Пенсионного фонда Украины в Нахимовском районе Севастополя Наталью Зарембу. — Наталья Ивановна, какие документы необходимо представить, чтобы получить помощь на погребение умершего пенсионера?
— Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 07.12.2009 N 27-7 внесены изменения в Порядок, касающиеся выплаты денежной помощи на погребение. Так, гражданин, который обращается за помощью на погребение, представляет в управление ПФ справку о смерти пенсионера или выписку из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти для получения денежной помощи на погребение, а также заполняет бланк заявления установленного образца. В случае регистрации смерти компетентными органами иностранных государств, законодательством которых не предусмотрена выдача указанных справок, вместо справки о смерти представляется свидетельство о смерти или другие документы, легализованные в консульском учреждении.
Помощь на погребение выплачивается в размере, определенном действующим законодательством Украины. Помощь не выплачивается в случае смерти лица, которое находилось на полном государственном содержании (кроме случаев, когда погребение осуществляется членами семьи или другим лицом).
— А можно ли назначить пенсию по потере кормильца без подтверждения его трудового стажа, так как трудовая книжка утеряна?
— Пенсия в связи с потерей кормильца назначается согласно ст. 26 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (в дальнейшем закон) нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его содержании, при наличии у кормильца на день смерти страхового стажа, который был бы необходим ему для назначении пенсии по инвалидности. В случае смерти пенсионера или лиц, указанных в ч. 2 ст. 32 этого закона, продолжительность страхового стажа значения не имеет. При этом детям пенсия в связи с потерей кормильца назначается независимо от того, были ли они на содержании кормильца. Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца на несовершеннолетних детей сохраняется в течение 1 года со дня смерти кормильца. В случаях смерти получателя пенсии право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеет супруга или супруг, при этом назначается пенсия со дня обращения за переводом на указанный вид пенсии, при представлении соответствующих документов.
Положения этого закона, касающиеся семьи умершего, соответственно распространяются и на семью гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим в установленном законом порядке.
Для назначения пенсии по потере кормильца необходим страховой стаж кормильца, определенный на день его смерти: до достижения им 23 лет включительно — 2 года; от 24 лет до достижения им 26 лет включительно — 3 года; от 27 лет до достижения им 31 года включительно — 4 года; от 32 лет и старше — 5 лет.
К заявлению о назначении пенсии прилагаются документы умершего кормильца, в частности документы о стаже, определенные Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней. Основной документ, подтверждающий стаж работы, — трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки для подтверждения трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, копии удостоверений об учебе, копии военного билета (в случае прохождения военной службы), копии трудовых договоров и соглашений с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
— Спасибо за разъяснения.