ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ПЕРЕСТАЛО БИТЬСЯ СЕРДЦЕ ИЗВЕСТНОГО СОВЕТСКОГО КОМПОЗИТОРА, АВТОРА ШЛЯГЕРОВ «ЧЕРНЫЙ КОТ», «ТОПОЛИНЫЙ ПУХ» И МНОГИХ ДРУГИХ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН.
Песни Юрия Саульского исполняли Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Лев Лещенко, София Ротару, Александр Градский, Лариса Долина… Среди особенно популярных — твист «Черный кот» (который Юрий Сергеевич шутливо называл «своей Девятой симфонией Бетховена»), «Татьянин день», «Тополиный пух», «Я жду весну», заставка в телевизионном КВНе «В урочный день, в урочный час»…
Особой любовью Юрия Сергеевича был джаз. В начале 90-х годов музыкант организовал первый в СССР Международный джазовый фестиваль.
О том, каким человеком был Юрий Саульский, «ФАКТАМ» рассказала вдова композитора, музыковед и журналист Татьяна Саульская-Карева.«ЗА ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ГОДА МЫ ВООБЩЕ НИ РАЗУ НЕ ПОССОРИЛИСЬ»
— В нашей квартире почти все осталось, как было при муже, — рассказывает Татьяна Саульская-Карева. — Вместе мы прожили двадцать четыре года. Сохранился архив Юрия Сергеевича — все, что он сочинил: в рукописях, партитурах, клавирах, на дисках… В доме несколько портретов мужа. Один из них написан Никасом Сафроновым, с которым мы очень дружны. Художник создал его уже после смерти Юрия Сергеевича и подарил мне. Еще один портрет, созданный Никасом Сафроновым, я отдала в Музей школы искусств имени Юрия Саульского.
— А какой подарок, сделанный мужем, вам особенно дорог?
— Таким подарком он был для меня сам. Юрий Сергеевич был человеком чрезвычайно щедрым, добрым, открытым, искренним… Мы подходили друг другу. Может, потому что родились в один день — 23 октября, только с разницей в 20 лет. По гороскопу я и он — Весы. Это воздушный знак, легкий — мы совсем не отягощали друг друга. За двадцать четыре года вообще ни разу не поссорились.
— Как вы познакомились?
— Произошло это в Ленинграде на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады 11 февраля 1979 года. Я в то время работала в журнале «Советская эстрада и цирк». Поехала в командировку, а Юрий Сергеевич был в жюри конкурса. Он тогда еще не слишком «светился» по телевизору, поэтому я его внешне не очень-то и знала. И вот как-то после одного из утренних прослушиваний забираю из гардероба дубленку. А Юрий Сергеевич подходит сзади и помогает мне ее надеть со словами: «Можно я сегодня буду вашим кавалером?» «Попробуйте», — отвечаю. С этого все и началось.
— Чем он вас покорил?
— Остроумием, тем, что был необычайно динамичен и талантлив во всем. Не случайно имел так много друзей. Дружил с Иосифом Кобзоном, Левой Лещенко, Евгением Светлановым, Шурой Ширвиндтом, Аркадием Аркановым, Ролланом Быковым… У мужа было потрясающее чувство юмора, он буквально «сыпал» анекдотами. А еще его любили, потому что он всем делал добро. Не знаю человека, который бы за что-то на Юрия Сергеевича обижался. Помогал он всем, кому только мог.
Когда еще в начале 1960-х годов за песню «Черный кот» подвергался гонениям, сам себе поклялся никогда никому не переходить дорогу и молодых только поддерживать. Он ведь тогда три года никуда не мог устроиться на работу, долго его не принимали и в Союз композиторов СССР. И когда Юрий Саульский уже стал очень влиятельным человеком в этом союзе (много лет был его секретарем), «пробил» туда вступление целого ряда джазовых музыкантов.
— Муж рассказывал вам, как пережил сложные времена гонений?
— Знаете, он никогда не впадал в отчаяние. Будучи человеком чрезвычайно оптимистичным, считал, что выход из любой ситуации можно найти, продолжая работать. И хотя официально работы не стало, оставался востребованным. Имея много друзей, постоянно был кому-то нужен.
— До своего 75-летнего юбилея Юрий Саульский не дожил всего два месяца… Отмечать его готовился?
— Да, планировался концерт. В день рождения мужа всегда собиралось не меньше пятидесяти человек. Поэтому дома не отмечали, часто столы накрывали в малом зале Дома композиторов. Юрий Сергеевич был человеком хлебосольным. Любил отмечать не только день рождения, но и другие события — например музыкальные премьеры. В знаменитый московский ресторан «Арагви» приглашал всех своих друзей и научил есть мясо «по-суворовски» — стейки с кровью. Причем обычно за всех сам расплачивался. Друзья до сих пор вспоминают характерный жест Саульского, когда он из внутреннего левого кармана доставал деньги. Там у него всегда лежал «резерв» для такого дела.
— Судя по богатому творческому наследию, Юрий Сергеевич много успевал. Как ему это удавалось?
— Он всегда планировал огромное количество дел. В своей рабочей тетрадке каждую страницу расчерчивал на две части с надписями «позвонить» и «заехать». Список запланированного всегда был довольно внушительным. Как творческий человек иногда муж мог перепутать страницы и ехал «не туда». Помню, как-то я вернулась из командировки, захожу домой, а он говорит: «Ты же не сегодня планировала приехать! Я завтра собирался тебя на вокзале встречать». Дома у меня всегда лежал запас кепок и зонтов для мужа, потому что он часто оставлял их там, где бывал.
— От быта далек был?
— По дому не умел делать ничего. Я сама меняла в кранах прокладки. Когда уезжала в командировки, на завтрак мог себе пожарить яичницу. А обедал и ужинал, понятное дело, уже не дома. Музыку муж писал в любых условиях: на капоте машины, на кухонном столе… Если на нем что-то стояло, все сдвигал, клал бумагу и начинал работать.
— Наверное, в доме, где творит композитор, должна быть идеальная тишина?
— Знаете, Юрий Сергеевич любил писать музыку «под телевизор» с тихим звуком. Он работал и постоянно поглядывал на экран.
«СТРИЖКУ ДОВЕРЯЛ ТОЛЬКО МНЕ — В ПАРИКМАХЕРСКИЕ НЕ ХОДИЛ»
— Вашего мужа называли «патриархом отечественной музыки». Он был состоятельным человеком?
— По советским меркам — весьма. Авторские гонорары получал достаточно приличные. Но и тратил их с размахом. Дачу нашу мы продали, так как не успевали туда ездить. Ею нужно заниматься, а нам некогда было. Конечно, имел машину — и не одну. Автомобили муж менял часто. У него даже поговорка была: «Самая лучшая машина — новая!» Ремонтировать автомобили терпеть не мог.
Любил хорошо одеваться. И, как говорится, никогда не ходил «в прошлогодней моде». Был человеком очень современным. Если входили в моду двубортные костюмы или, наоборот, однобортные, лацканы становились уже или шире, все это у него сразу появлялось. Галстуков имел, наверное, несколько сотен. А вот стрижку доверял только мне — в парикмахерские не ходил.
— Чем увлекался, кроме музыки? Может, что-то коллекционировал?
— Коллекционером муж не был. Его страстью был театр. Мы старались не пропускать ни одной премьеры. Юрий Сергеевич ведь и сам написал немало музыки к спектаклям и фильмам. Среди фильмов наиболее известны «Хозяйка детского дома», «Стакан воды», «Следопыт»…
— Отпуск как проводили?
— Довольно часто ездили в дома творчества композиторов: в подмосковную Рузу, в Юрмалу… К слову, Юрий Сергеевич стоял у истоков конкурса молодых исполнителей «Юрмала» в 1980-е годы. Помню, в 1986-м Юрий Сергеевич вручал диплом Александру Малинину, который занял первое место.
— За границу Юрий Саульский часто ездил?
— Побывал во многих странах: во Франции, Италии, Германии, Чехии, Финляндии… Чаще всего ездил по работе. Особенно нравилась мужу Италия — очень музыкальная страна. Не раз ездил в Америку: на джазовые фестивали и к сыновьям, которые там живут.
— Известно, что у Юрия Саульского было несколько браков и четверо детей.
— Да. Два старших сына, как я сказала, живут в Америке. Игорь Саульский — в прошлом музыкант группы «Машина времени», сейчас занимается бизнесом. Андрей — оператор и фотохудожник. А двойняшки Роман и Анна живут в Москве. Роман — режиссер документального кино, Анна работает на телевидении. Юрий Сергеевич всех детей любил, щедро помогал им, со всеми мы общались.
— Одной из жен Юрия Саульского была Валентина Толкунова…
— И с ней тоже мы были в дружеских отношениях. Она не раз приходила к нам домой.
— Вы к ней не ревновали?
— Нет, абсолютно. После нее (до меня) у Юрия Сергеевича ведь было еще две жены. Уходя от них, Юрий Сергеевич никогда ничего не забирал, не скандалил…
— От чего умер Юрий Саульский?
— От онкологии. Болезнь прогрессировала, но на тему ухода из жизни он никогда не говорил. Десять лет прошло, как его нет. До сих пор муж снится мне: будто я о чем-то с ним разговариваю, будто мы по-прежнему вместе…
(По материалам газеты «Факты» N 153 за 30 августа 2013 г.)