В искусстве, как и в жизни: чтобы идти вперед, надо понимать, где ты находишься, поэтому в театре принято подводить итоги сезона.Кажется, недавно театр не без скандала отмечал свое 100-летие. А сегодня, несмотря на все околотеатральные страсти, луначарцами уже сделаны уверенные шаги во второй век своей истории. Как же прошел 102-й сезон нашего городского театра?
О ЗРИТЕЛЕ
Русское слово «искусство» имеет один корень со словом «искушенность», т.е. мастерство в каком-либо деле. Когда речь идет о театре, это качество одинаково важно как для служителей Мельпомены — актеров, режиссеров, художников, так и для зрителя, понимающего и принимающего умом и сердцем язык сцены.
Скажете, что нынче не время театральных эстетов и утонченных натур. Но статистика говорит другое: на сыгранные за сезон 172 спектакля пришли почти 50 000 зрителей. И это без учета выездных спектаклей и концертов. Напомним, что «зимнее население» Севастополя составляет примерно 360 000 человек.
Севастополь — традиционно театральный город. Вечерами зрительское фойе наполняется людьми разного возраста и пола, с непохожими взглядами на жизнь и на искусство… Кто-то требует комедий, кому-то подавай что-нибудь авангардное, немало и тех, кто желает насладиться классикой. В репертуаре городского театра должны быть спектакли, которые заинтересуют каждого. Конечно, это не значит, что театральная дирекция должна ориентироваться «на потребителя». Театр всегда идет на шаг впереди, — нельзя жить сегодняшним днем.
В заботе о будущем зрителе со следующего сезона будет возобновлена абонементная система, которая будет называться «Театр.ON». Театральный абонемент прежде всего рассчитан на молодежь — школьников и студентов. Наряду со спектаклями классического репертуара в него включены постановки по пьесам современных авторов. Всего восемь спектаклей, по одному на каждый месяц сезона. Спектакли абонемента будут начинаться раньше обычных — в 17.00, а стоимость абонемента вполне доступна для севастопольцев.
О ПРЕМЬЕРАХ
В одном из недавних интервью журналу «Украинский театр» художественный руководитель Национального театра им. И. Франко Станислав Моисеев сказал: «Имеем ли мы право считать финансово-экономические показатели основными в оценке деятельности театра? Для этого надо дать себе четкий ответ на вопрос: что такое театр? Театр несет более серьезную и высокую миссию, и нельзя ставить его в один ряд с промышленными предприятиями. Театр — это носитель вечных духовных ценностей, извините за высокие слова. И главная его миссия проявляется в его духовной составляющей, которую он дает народу, нации… Как ее оценить? И, вообще, имеют ли духовные ценности финансовый эквивалент?» Вопрос, как говорится, риторический, но как писал Чехов: «Без денег только жить невозможно».
Что касается финансовой составляющей нашего театра, уходящий сезон можно считать успешным. Что позволило коллективу представить на суд зрителей семь премьер, отвечающих общему высокому художественному уровню театра. Среди них — два детских спектакля. Для самых маленьких — «Бармалей» по стихам Корнея Чуковского и «Белоснежка» для детишек постарше.
В уходящем сезоне севастопольцам было представлено два блистательных концерта. В январе — «Комплимент от двух друзей», вместивший в себя 24 номера, по 12 в исполнении актеров нашего театра и артистов академического Театра танца. К Международному дню театра состоялся концерт-капустник «Граф Калиостро возвращается».
Весной наступила очередь для серьезных работ по классическим произведениям. 18 мая впервые на сцене нашего театра была показана комедия А.П. Чехова «Вишневый сад», поставленная в рамках Программы развития русского языка. Новый мощный спектакль крупной формы был представлен зрителям в июне. Удивительно современная повесть о жизни драматурга и артиста, основателя классической французской комедии Жана-Батиста Мольера — «Кабала святош» по произведениям Михаила Булгакова, сразу стала культовой. Оформление к спектаклю создал народный художник России Борис Бланк совместно с главным художником театра Ириной Сайковской. Спектакль оказался настолько востребован, что билеты на него раскупаются мгновенно. Театральные специалисты из Москвы, Киева, Санкт-Петербурга высоко оценили новую работу театра.
В августе съемочная группа московского телеканала «Театр» работала над созданием телевизионных версий нескольких спектаклей. И под занавес сезона 6-7 сентября состоялась еще одна премьера — детективная история «Чисто женское убийство».
«ЧИСТО ЖЕНСКОЕ УБИЙСТВО»
Пьеса французского драматурга Робера Тома (1927-1989) «Восемь любящих женщин» уже шла на нашей сцене в постановке народного артиста Украины Михаила Кондратенко. Было это в 90-е годы прошлого века. С тех пор изменилась наша жизнь, изменился театр, но остались неизменными психология восьми героинь спектакля и интереснейший детективный сюжет. Согласитесь, такое сочетание в одной пьесе не может оставить равнодушными ни создателей спектакля, ни зрителей.
С 10 сентября театр уходит в отпуск. А 12 октября снова откроет двери, чтобы начать свой новый, 103-й сезон.