Увидело свет девятое издание «Карты кораблей, судов и сокровищ, затонувших у берегов Крыма».Согласно историческим данным, первыми в Черное море проникли финикийцы, затем — греки, которые назвали его Понтос Аксенос («море негостеприимное»). И действительно, за всю историю мореплавания в Черном море затонуло более 50000 судов, свыше 10000 из которых — парусные. Большинство из них до сих пор не найдены и не обследованы. Что интересно, деревянные парусные суда сохраняются гораздо лучше металлических. На глубине 250 м в сероводородной зоне Черного моря наши гидронавты видели, например, парусник в отличном состоянии.
…14 ноября 1854 г. английский флот под командованием адмирала Лайонса готовился к обстрелу Севастополя. Внезапно ураганный ветер начал срывать корабли с якорей. На Балаклавском рейде стояло более 30 кораблей, в том числе и небезызвестное транспортное судно «Принц», которое морская стихия сорвала с якоря и понесла к берегу. Капитан Гудель приказал рубить мачты. Но все безуспешно: «Принц» разметало о скалы. Многие годы считалось, что это судно было так искромсано разъяренным морем, что никто и никогда не смог обнаружить крупные фрагменты его останков. Однако автор очередного издания «Карты кораблей, судов и сокровищ, затонувших у берегов Крыма», гидронавт-исследователь СССР, океанолог Анатолий Таврический сумел докопаться до писем из Крыма на родину английского фотографа Р. Фентона, который оставил следующее любопытное свидетельство в письме, датированном 15 марта 1855 года:
«На нашем судне (пароход Hekla) базируются четыре известных на флоте ныряльщика. Исследуя дно Балаклавской бухты, они увидели, что всё оно покрыто скелетами. Это останки моряков и армейцев, погибших в бурю 14 ноября 1854 года. Кроме того, ныряльщики трижды погружались к останкам «Принца». Они обнаружили корпус судна, весь покорёженный, как будто он был истолчён в ступе. Сегодня, 15.03.1855 года, они прошли через деформированные переборки и после небольшого поиска нашли в отсеках большое количество мёртвых тел. Одежда утопленников была выбелена водой. Целыми остались лишь немногие тела. У большинства же погибших плоть была искромсана и расчленена, словно прошла через чудовищную мясорубку. Ужасное зрелище! Мужчины избегают говорить об этом…». Заметим: не единого упоминания о пресловутом золоте т.н. «Черного принца» — денежном довольствии для армии и флота англичан в размере 200 тыс. фунтов стерлингов в золоте и серебре.
В то же время письмо Фентона — это любопытное свидетельство очевидца, который признает, что первоначально «Принц» был разбит морем на довольно крупные фрагменты, в чреве которых, увы, не было ящиков с золотом Англии.
Обо всем этом автор новой карты поделился с нами в ходе визита в редакцию. В очередном издании А. Таврического на карту нанесены координаты и названия более 500 найденных в наше время кораблей и судов как античного происхождения, так и построенных за последние три века нашей эры, покоящихся на дне Черного и Азовского морей.
16 декабря в 16 часов в Морской библиотеке состоится презентация новой карты А. Таврического, автора карт «Крым. Экстремальный туризм», «Крым. Чудеса и аномальные зоны», книг «Легенды и сказания Крыма», «Топонимика Крыма, черноморский змей Блеки».
На снимке: Роберт Баллард, знаменитый американский океанограф, пионер сенсации обнаружения «Титаника» в 1985 году, демонстрирует самое первое издание карты, подготовленной к печати А. Таврическим.
Фото А. Таврического.