Система профессионально-технического образования по сей день остается в России наиболее эффективной формой планомерной подготовки рабочих кадров. Причем подготовка в учреждениях профтехобразования должна осуществляться с учетом государственного плана экономического и социального развития, потребностей (заявок) предприятий в квалифицированных кадрах и возможностей учебно-материальной базы самих учреждений.
Образование, связанное с производственной сферой, изменялось адекватно происходящим в стране социально-экономическим процессам. Так, в 90-е годы ХХ века оно оказалось совершенно не подготовленным к начатым в стране преобразованиям ни практически, ни теоретически. Отсутствие концепции перестройки системы образования привело к стихийным процессам ее реформирования.
В сложившейся экономической ситуации за процессом разрушения средств производства последовал процесс разрушения главной производительной силы — работника. Для профессионального образования ситуация, когда в стране были потеряны учет, контроль и регулирование структуры производства, обернулась потерей качественных и количественных ориентиров своей деятельности. Возникла проблема взаимодействия различных экономических и образовательных структур в новых экономических условиях. В связи с этим система профессионально-технического образования должна была решить, по крайней мере, две задачи: обеспечить своим выпускникам определенный уровень конкурентоспособности и дать возможность выжить своим учебным заведениям.
В Севастопольском регионе базовые предприятия планомерно сокращают количество рабочих мест для выпускников профтехучилищ, а система их гарантированного трудоустройства разрушена, профессионально-техническим училищам приходится брать на себя заботу о формировании новых экономических механизмов взаимодействия с предприятиями и муниципальными органами управления. Основная политика профессиональных учебных заведений в этой области — максимальная ориентация на потребителя рабочих кадров. Это и подготовка, и переподготовка, и повышение квалификации. В настоящее время считается, что, как правило, должны использоваться два направления взаимодействия профессионально-технических училищ и предприятий: сотрудничество училищ и центров занятости населения (не только в области трудоустройства выпускников профтехучилищ, но и в формировании общей политики занятости в регионе) и индивидуальная подготовка рабочих в профтехучилищах по договорам с предприятиями разных форм собственности.
Решение всех подобного рода проблем учреждений профессионального образования напрямую зависит от экономической ситуации в регионе. Именно ее состояние на сегодняшний день обеспечивает определенный уровень местного финансирования, возможности дополнительного материального обеспечения, дальнейшего трудоустройства выпускников, а значит, и обеспечения количественного состава профтехучилищ, и дальнейшее развитие экономики.
Проблема качества подготовки выпускников ПТУ — одна из важнейших проблем профессионально-технического образования. Решению этой задачи мешает ряд обстоятельств. Прежде всего это низкий уровень оплаты труда преподавателей, препятствующий приходу в училища опытных высококвалифицированных мастеров производственного обучения. Далеко не все профтехучилища оснащены современным оборудованием. В этой ситуации большие надежды возлагаются на овладение учащимися профессиональным мастерством в ходе прохождения производственной практики непосредственно на предприятиях региона.
Основная роль в обеспечении производственной практики должна принадлежать крупным промышленным предприятиям, имеющим базовые учебные заведения, готовящие для них кадры. Например, «Севморзавод», ГУПС «Севэлектроавтотранс» и др. Однако нередко работодатель ищет такую наемную силу, которая уже на следующий день после зачисления в штат готова выполнять высококвалифицированную работу. В этом случае помочь выпускникам профтехучилищ устроиться на работу по специальности должна городская служба занятости. Но, к сожалению, финансирование из федерального бюджета органов занятости населения в последнее время оставляет желать лучшего.
Сложности, связанные с прохождением производственной практики и последующим трудоустройством выпускников профессионально-технических училищ, заставляют задуматься о целесообразности закрепления учреждений начального профессионального образования за конкретными предприятиями, для которых готовятся кадры, т.е. это должен быть госзаказ.
Наш первый выпуск в российском правовом поле специалистов — радиомонтажников Севастопольского индустриально-педагогического колледжа — прошел в 2015 году успешно. Студенты, набранные в сентябре 2014 года, за десять месяцев прошли интенсивную и целенаправленную теоретическую подготовку по специальным дисциплинам, а также в течение недели приобретали практические навыки по своей специальности радиомонтажников в аудиториях колледжа и на производственных площадках предприятий города.
Практически 50% выпускников было предложено трудоустройство на предприятиях Севастополя. Хочется сказать много хороших слов в адрес наших преподавателей Андрея Андреевича Мараховского и Бориса Григорьевича Харлампиева. Они приложили максимум своего профессионализма и души для нашей успешной подготовки по специальности в условиях переходного периода. К сожалению, практическая база Севастопольского индустриально-педагогического колледжа по нашей специальности осталась на уровне 70-х годов прошлого столетия, и только высокая организация учебного процесса, подбор А.А. Мараховским актуальных тем учебного курса и производственные возможности некоторых предприятий города, где мы проходили практику, позволили нам получить определенные навыки и знания по нашей профессии.
Учебный процесс в части подачи материала был разносторонним. Но явно не хватало современных средств обучения. Многие современные подготовленные материалы по специальности можно было подать визуально с использованием ИТ возможностей через трансляцию с помощью монитора с большим экраном, но, к сожалению, колледж не обеспечил учебный процесс современной визуализацией, и на занятия приходилось заносить монитор из соседней аудитории.
Дипломные работы моих коллег по учебе имели практическую реализацию в виде созданных их руками разнообразных электронных устройств. На заседании государственной комиссии по защите наших дипломных работ со стороны членов комиссии — представителей предприятий города — прозвучало много лестных слов в адрес практической реализации наших дипломных работ. И закономерным стало то, что семерым выпускникам по специальности «Радиомонтажник» была предложена работа на предприятиях нашего региона.
Содержание и направления обучения в нашем колледже в значительной степени влияют на процесс профессиональной социализации молодого человека, включающей в себя формирование не только профессиональных умений и навыков, но и ценностей, установок, поведения, свойственных определенной профессиональной группе. Именно профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности, поддерживает высокий уровень профессиональной мобильности в течение всей жизни, создает основу для осознанного формирования им поведенческой стратегии как трудового потенциала России.
А. ПУТИН, выпускник СИПК 2015 года, гр. 11/12.