Сотни севастопольцев и гостей города посетили парусник «Херсонес» в
воскресенье, 2 апреля. Это уже второй день открытого трапа на фрегате
после его реконструкции. Познакомиться с бытом моряков и устройством
трехмачтового судна, научиться вязать узлы могли все желающие. В конце
марта «Херсонесу» исполнилось 28 лет. Совсем скоро он уйдет в
полноценную навигацию с ростовскими курсантами и членами экипажа на
борту.- Буквально накануне в Севастополь прибыли 107 курсантов из Ростова, с понедельника у них начнутся трудовые будни, — сообщил старший помощник по учебной части «Херсонеса» Александр Кузюр. — У нас будет несколько выходов в море по маршруту Ялта — Новороссийск — Сочи. Студенты будут учиться работать на мачтах, привыкать к высоте, нести ходовую вахту, обучаться штурманским навыкам.
Трехмачтовый парусный фрегат «Херсонес» был спроектирован польским конструктором Зигмундом Хоренем и в 1987 году заложен на Гданьской верфи в Польше по заказу СССР. Его уникальность в том, что 26 парусов управляются вручную. В 1997 году фрегат установил рекорд — обогнул мыс Горн с выключенными двигателями. Повторить это больше никто из парусников не смог. Кстати, большие парусники — «товар» штучный, в мире их совсем немного. В России вместе с «Херсонесом» их всего шесть.
— Мы отмечаем день рождения парусника после его долгого забвения, — говорит капитан судна Дмитрий Тесленко. — Гостям мы показывали, как вязать узлы, провели экскурсии, концерты. Парусник примет участие в шоу фрегатов, которое состоится в Сочи в конце апреля. На сегодняшний день судно полностью отремонтировано, его проверяют инспекторы. Новые паруса получили, но будем ставить их по мере утери старых.
На борту парусника для курсантов и экипажа созданы все необходимые условия и даже есть небольшая уютная библиотека, правда, здесь вряд ли удастся найти художественную литературу. Комфортные, но крошечные кубрики. По словам членов экипажа, день курсантов заполнен полностью — скучать им некогда. Особенно, когда корабль выйдет в море. Кроме практических навыков будущим морякам снова придется слушать лекции в специально оборудованном учебном классе. Такая практика на судах очень важна — молодые люди учатся работать в команде, «понимать море», которое постоянно меняется, брать на себя ответственность.
— Мы тоже в свое время обучали курсантов, они приходили совсем «зелеными», а уходили другими, уверенными людьми, — рассказал бывший капитан парусника Михаил Сухина. — Вообще я считаю, что моряки — это храбрецы, не боятся высоты, качки. Некоторые курсанты месяца через полтора становились, пожалуй, слишком самоуверенными, им казалось, что они уже все умеют, переставали быть осторожными, но к концу практики все приходило в норму.
Михаил Иванович Сухина был капитаном фрегата с 1991-го по 2007 год. Именно под его руководством парусник обогнул мыс Горн: «Все было серьезно, без дураков. Мы всегда говорили: «Херсонес» — это не место работы, это образ жизни. Для моряка — счастье, когда ничего не происходит. Порой такая информация разочаровывала журналистов, которым хотелось узнать что-нибудь «живое», — говорит Михаил Сухина.
Правда, «Херсонес» не раз проходил испытание сильными штормами. Одним из тяжелых дней стало 31 октября 1996 года, когда в Северном море разыгрался 12-балльный шторм. Судно потеряло 9 парусов.
При Украине экипаж парусника сам зарабатывал деньги и на ремонт судна, и на зарплату экипажа. Был заключен договор с немецкой компанией Inmaris — на «Херсонес» брали трейнизов (морских туристов). Они учились тому же, чему сейчас будут обучаться курсанты. Кроме того, парусник сдавали в аренду, на нем даже свадьбы проводились.
В 2000 году Inmaris переоборудовала «Херсонес»: 12-местные кубрики курсантов превратились в 4-местные каюты для туристов с туалетом и душевыми кабинами. Были сделаны новая вентиляция и освещение, заново отделаны внутренние помещения судна. Позже корпус перекрасили в запоминающийся красный цвет. Повысились и цены для трейнизов. Например, 10-дневный переход из Таормины (Италия) в Стамбул стоил от 779 до 2129 евро в зависимости от категории каюты.
— В Германии существовало общество любителей «Херсонеса». Эти «любители» помогали экипажу чем могли, — вспоминает Михаил Сухина. — Если кто-то из нас заболевал, «любители» заботились и сопровождали на лечение. Но потом Украине показалось, что «нема прибытку». Для многих, конечно, это стало трагедией.
В 2006 году парусник отправили в отстойник Керченского порта. Немецкая сторона предъявила Украине иск, надеясь вернуть средства, затраченные на переоборудование судна. Процесс в Гаагском суде длился более трех лет, и в итоге Украину обязали выплатить Inmaris 4,8 миллиона евро.
«Херсонес» ржавел, не ремонтировался. На судне, которое уже не выходило в море, осталась лишь часть экипажа. Почти год Михаил Иванович Сухина надеялся, что парусник снова заживет прежней жизнью, а потом, не дождавшись, ушел на преподавательскую работу.
В 2015 году «Росморпорт» решил восстановить «Херсонес». К тому времени он был в тяжелом состоянии: в некоторых местах мачты прогнили до дыр, в реставрации нуждались машины, палуба, корпус и каюты. В октябре 2015 года фрегат прибыл в Севастополь для прохождения ремонта в филиале ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». Чтобы восстановить корабль в первозданной виде, понадобилось более 150 млн рублей. Ремонт завершился в июне 2016 года. В прошлом году судно приняло участие в Черноморской регате больших парусников.
Теперь у парусника началась вторая жизнь.
Фото Владимира Докина.