В Древней Руси князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Преподавателями были священники и монахи, затем появились «учительные люди», учительское сословие и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения. До наших дней дошло «Поучение Владимира Мономаха».
В 1652 году учителем Я.А. Коменским были написаны «Законы для учителей»—кодекс профессиональной чести педагога и описание школы: «…школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад…»
При Петре I была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная и цифирная школы. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов» от 12 до 20 лет. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян) и без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».
Во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге—Институт благородных девиц… К 1800 году насчитывалось всего 790 учителей на всю Россию! В 1786-м в губернских городах были учреждены главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение—Учительская семинария. В дворянских семьях продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев: немцев, французов и других.
В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Появилась первая система образования: приходская школа (1 год), уездное училище (2 года), гимназия (4 года), затем—университет. В последний можно было поступить, окончив классическую гимназию. Девочки учились отдельно в женских гимназиях, затем могли поступить на Высшие женские курсы. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. Уваровым был основан Главный педагогический институт. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. Выдающимися российскими учителями стали Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.
Все мы с любовью вспоминаем учителей, которые делились с нами не только знаниями своего предмета, но и частицей своей души. С праздником вас, наши дорогие учителя!
Е. ЮШКИНА, ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 1 ГБУК «ЦБС для взрослых» РИБС.