Музей героической обороны и освобождения Севастополя возвращает историческое название. Это начало позитивных изменений, которые произойдут в ближайшем будущем. С 1 марта доступ в Панораму, Диораму и на Корниловский бастион на Малаховом кургане будет свободным для горожан. Однако на встрече с журналистами директор ведущего городского учреждения культуры Александр Барков как обнадежил, так и поведал о существующих проблемах. В частности, почему заново придется реконструировать Исторический бульвар.
Одним из первых шагов нового руководства стало создание совета содействия музею. Точнее, его воссоздание, ведь подобная структура успешно функционировала в 1962 году. Не зря говорят: все новое—хорошо забытое старое. Администрация музея полагает, что за свои интересы лучше бороться коллективно. На первом заседании совета, состоявшемся в феврале, присутствовали 30 представителей городской общественности. Александр Барков зачитал список фамилий, таким образом сверяя, возможно, свои ожидания с реакцией журналистов.
Приятная новость для севастопольцев: с 1 марта доступ в Панораму, Диораму и на Корниловский бастион на Малаховом кургане будет свободным для горожан по понедельникам, когда в музеях выходной день. Руководитель музея просил не спешить срочно посещать экспозиции: коронавирусные ограничения полностью не сняты.
На ремонт поэтапно закроются Панорама и Диорама. (После строительных работ вопрос о бесплатном посещении будут решать снова). В июне начнется реставрация здания Диорамы. Его планируют отремонтировать до конца текущего года. Также благоустроят прилегающую территорию. Между тем вход в мемориальный комплекс на время ремонта ограничивать не будут. Реставрация здания Панорамы начнется в следующем году.
Специалисты приведут в порядок батальные полотна Диорамы и Панорамы. По словам Александра Баркова, для этого нужно будет изменить проекты их реставрации, так как в документах отсутствовали разделы по сохранению живописных полотен. Сотрудники Государственного научно-исследовательского института реставрации уже разработали предварительные технологические решения. Они заключили, что реставрировать полотна будут без демонтажа. Холст в здании Панорамы, воссозданный совместно с коллективом в 1956 году, невозможно снять без его существенного повреждения.
Очевидны проблемы и с реконструкцией Исторического бульвара. Необходимо дорабатывать проект. При этом, акцентировал руководитель учреждения культуры, важно понимать, что сам музей не является участником договора между заказчиком и подрядчиком, задействованными в реконструкции. В ноябре прошлого года был заключен новый контракт на доделку застывшего в разрушительном ремонте Исторического бульвара, однако новый подрядчик—ООО «Равелин»—на объект до сих пор не вышел. (Предыдущий подрядчик—ООО «Меандр»—находится под следствием).
Главный просчет проекта, который был изготовлен АО «Ренессанс-Реставрация» (Санкт-Петербург),—отсутствие возможности стыковки инженерных коммуникаций с городскими. К примеру, крайние точки системы водного дренажа находятся на площади Ушакова, но водоканал не дает технических условий на прием сточных вод. По непонятной причине в проектной документации отсутствуют 14 объектов культурного наследия, в том числе памятники, расположенные на Историческом бульваре. Это влечет проблемы с подсветкой, со стыковкой с остальной территорией, которая тоже должна быть соответствующим образом благоустроена. Серьезной проблемой является отсутствие входных групп. Предварительный вывод экспертизы: имеющийся проект следует существенно доработать.
При совете содействия пройдут консультации с севастопольскими экспертами. «Мы должны вместе оценить, насколько объективны и справедливы замечания по допроектированию»,—заявил Барков. Если понадобится, придется переработать план реконструкции. Музей предлагает обратиться к архивам, вспомнить о так и нереализованном проекте Исторического бульвара, разработанном ленинградскими специалистами в 1951 году. По словам А. Баркова, это был «серьезный и профессиональный проект».
Директор музея продемонстрировал журналистам некоторые идеи, запечатленные картографически. Это, например, торжественная каскадная лестница, ведущая к памятнику Тотлебену от Исторического бульвара; лестницу уже не построить, но можно использовать это решение для входных групп и киосков. Кстати, в проекте 50-х годов был разработан единый дизайн даже киосков для воды. «Если мы убедимся в объективной необходимости допроектирования входных зон, будем настаивать, чтобы определенные решения, запроектированные в 1951 году, были воплощены. Особенно там, где они отсутствуют вообще»,—сообщил Барков.
Настаивать в этом случае придется, участвуя в диалоге с Министерством строительства, в юрисдикцию которого переведен строительный департамент Минкульта.
Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото Владимира Докина.