Страдающие компьютерной зависимостью школьники с начала учебного года вместо уроков начинают посещать компьютерные салоны. Юные компьютероманы готовы выполнять самую грязную работу за право поиграть в компьютерные игры.Девятиклассник Максим пропал в канун школьных выпускных экзаменов: ушел из дома и не вернулся. Перед этим подросток поздно пришел домой и отец провел с сыном воспитательную беседу. Утром родители, уходя на работу, разбудили Максима, напомнив ему о необходимости учить билеты. Вечером сына дома не оказалось. Не пришел он и ночью. Обеспокоенные родственники обзванивали знакомых, пока кто-то не вспомнил о том, что в последнее время Максим всерьез увлекся компьютерными играми: играл часто, иногда в долг, и посоветовал искать пропавшего в компьютерном салоне. Первые двое суток поисков результатов не дали: по ночам перед мониторами в многочисленных салонах сидели и взрослые, и подростки, и даже 10-летние дети, но Максима среди них не было. Беглец нашелся на третьи сутки — родители обнаружили подростка в три часа ночи около одного из компьютерных салонов, когда Максим, по его словам, уже намеревался сам идти домой. Обрадованные взрослые решили не ругать раскаявшегося, удовлетворившись его обещанием «Я больше так делать не буду», но тревога за сына осталась. А что если «невинное», на первый взгляд, увлечение сына перерастет в компьютерную зависимость, которая, по мнению специалистов, подобна наркотической? С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к детскому психологу городской психиатрической больницы Е.КАВЕРНИК.
— Уход из дома как форма протеста — это одна из характерных реакций подростков на предпринимаемые родителями меры воспитательного характера, — говорит Елена Аркадьевна. — Уходы из дома случаются и с более младшими компьютерозависимыми детьми. Ребята остаются на ночь в компьютерных салонах, их увлечение перерастает в нездоровую зависимость, подобную наркомании.
— Как возникает компьютерная зависимость и на какие тревожные симптомы следует обратить внимание родителям?
— Компьютерные игры по своей сути подобны азартным играм, патологической склонностью к которым страдает примерно 0,5% населения развитых стран. Сегодня это реальная медицинская и социальная проблема. Одни люди равнодушны к игре, другие — зависимые — и дня не могут прожить без нее. Наиболее склонны к компьютеромании, то есть чрезмерному увлечению компьютерными играми и Интернетом, дети со слабыми волевыми установками. Как правило, они не получают достаточного эмоционального тепла дома и нуждаются в смене впечатлений. Такие дети замещают реальные эмоциональные впечатления, которых у них нет, искусственными при помощи компьютера. В семьях, где родители, зарабатывая деньги, мало бывают дома, ребенку часто недостает внимания взрослых. В результате он растет потребителем, а когда ему предлагают принять участие в работе — протестует, прячась от проблем в компьютерном мире. Игра выступает как способ получения удовольствия и релаксации.
Наибольшую опасность для психики представляют ролевые игры, где игрок смотрит на мир как бы глазами своего компьютерного героя и, полностью растворившись в нем, перестает разграничивать реальный и виртуальный миры. Привыкнув менять ситуацию одним нажатием кнопки, такой игрок предпочитает не разрешать проблему какими-то конструктивными методами, а попросту прятаться от нее в компьютерном зале. И если такой ребенок, уйдя из дома, сумеет какое-то время прожить вдали от семьи и ему не будет плохо, нет гарантии, что и в очередной раз он не поступит так же.
Часто родители умиляются тому, что их ребенок уже с раннего возраста умеет нажимать на нужные клавиши, забывая, что такое умение еще не является показателем интеллектуального развития. Последние исследования японских ученых из университета Тохоку повергли мир в шок. Выяснилось, что компьютерные игры стимулируют развитие только тех участков головного мозга, которые отвечают за зрение и контроль движения. У компьютерных игроков совсем не развиваются лобные доли мозга, играющие ключевую роль в самоконтроле, программировании поведения, совершенствовании памяти и способности к обучению. У молодых людей, часами просиживающих за компьютерами, зачастую память хуже, чем у их родителей. К тому же среди тех игр, которыми увлекаются современные дети, много низкопробных, не рассчитанных на развитие. После таких игр у детей ослабевает внимание, ребенок не может сосредоточиться, выполнить школьное задание, которое требует последовательных действий, хотя вполне способен усваивать школьную программу: интеллект хороший, а целенаправленной деятельности, предполагающей приложение определенных усилий для достижения конечного результата, нет. Такие дети очень любят компьютерные игры, так как компьютер позволяет без особого труда изменить ситуацию, а в случае неудачи не завершать игру, а начать все с начала.
В большинстве игр необходима лишь быстрая реакция на происходящее, а логическое мышление отходит на второй план. После этого ребенок и в школе старается быстро реагировать — дать ответ, не задумываясь, насколько он полон и правилен. В итоге дети разучиваются думать у них нарушается внимание, резко снижается успеваемость.
— И что же в этом случае делать родителям?
— Прежде всего организовать ребенку правильный режим дня. Не секрет, что для многих родителей легче усадить ребенка за компьютер, оставить его у включенного телевизора, чем заниматься с ним тем же чтением. Как правило, так поступают молодые мамы и папы — включил и пошел по своим делам. Между тем у нас в городе уже были отмечены случаи зависимости детей от телевизионного канала, по которому непрерывно транслируются мультфильмы: дети смотрели их, не отрываясь, часами, с азартом, хотя перед экраном им можно было находиться не более получаса. Аналогичная ситуация с компьютером: вроде бы ребенок дома, под присмотром, его всегда можно проконтролировать, но на самом деле он только физически находится в поле зрения взрослых, и никто не знает, что происходит в этот момент с его психикой. Родителям необходимо интересоваться, в какие игры играют дети, и следить, сколько времени они проводят за компьютером. Расчет времени, в течение которого ребенок может без особого вреда для здоровья находиться перед экраном монитора, проводится следующим образом: необходимо возраст ребенка приравнять к минутам и умножить их на два или на три. Если ребенку, к примеру, 10 лет, то его однократная «доза» не должна превышать 20-30 минут. После этого требуется сделать 2-3-часовой перерыв.
В домашних условиях, чтобы вернуть в реальную жизнь не в меру увлекающегося компьютером школьника, можно попробовать переключить его внимание на какую-нибудь другую деятельность, которая должна быть достаточно интересной. Это могут быть занятия спортом, бальными танцами, посещение кружков — все то, где есть движение в реальном пространстве и реальное общение со сверстниками. Естественно, в новом увлечении обязательно должен быть какой-то конечный достижимый результат, и ждать его наступления ребенок должен недолго, чтобы у него не пропал интерес. А закрывать компьютеромана в квартире, сажать «под домашний арест» — не самый лучший выход. Компьютерозависимые дети все равно будут убегать, поэтому очень важно постараться предупредить эту зависимость, чем позже устранять ее последствия. К сожалению, до сих пор не разработаны стопроцентные эффективные методы терапии игровой зависимости.
— Елена Аркадьевна, от побывавших в компьютерных салонах взрослых часто приходится слышать мнение о том, что подобные заведения пагубно влияют на детей: на глазах у подростков уже достигшие совершеннолетия молодые люди курят, пьют пиво и более крепкие напитки…
— Естественно, в разновозрастном коллективе велико влияние старших на младших. И если взрослые поклонники компьютерных игр могут играть сколько хотят и когда захотят, то посещение компьютерных салонов ночью несовершеннолетними детьми необходимо запретить. Однажды к нам в поликлинику на прием мама привела 12-летнего мальчика, который всю ночь провел за игрой в компьютерном зале, — ребенок вообще не понимал, где он находится, кто он, не мог отвечать на вопросы. Родители обязаны следить за здоровьем, физическим и психическим развитием своих детей. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку играть по ночам в компьютерные игры!
В городе складывается тревожная ситуация, когда с самого начала учебного года ученики вместо школы направляются в компьютерные салоны, а на уроки приходят лишь в конце учебного дня. Данное явление подобно эпидемии: дети прогуливают уроки, незаметно выносят из дома деньги и вещи, они готовы выполнять в салонах самую грязную работу за право поиграть в компьютерные игры. Поэтому за увлекающимся компьютерными играми ребенком с самого начала должен быть строгий родительский контроль. Не нужно стесняться держать связь со школой. Установите контакт с классным руководителем, с теми людьми, кто следит за успеваемостью и посещаемостью учениками школьных занятий. И если что-то в поведении ребенка вас насторожит, сразу установите контроль, пока не поздно.
— Спасибо за беседу.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
В последние годы в Украине, как и во всем мире, среди молодежи особую популярность приобрел компьютерный спорт — «киберспорт». Его возникновение связано с разработкой таких ролевых игр, как «Дум», «Квейк», «Контрстрайк», и прочих. По сути, они представляют собой «мочиловки» — игрок, войдя в определенный образ, «бегает» по всевозможным лабиринтам и стреляет из различных видов оружия. Разработчики игр быстро поняли, что играть с машиной не так интересно, как с живым соперником, и ввели в программы коррективы, позволяющие людям сражаться друг с другом в сети. Геймеры (игроки. — Прим.авт.) объединились в кланы, которые стали съезжаться на чемпионаты и бороться за призы, иногда составляющие десятки тысяч долларов! Естественно, сами геймеры и администраторы компьютерных салонов ничего плохого в киберспорте не видят. Однако их противники вспоминают прошлогоднюю трагедию в российском городе Кстове, где покончили жизнь самоубийством шестеро школьников. Судя по их дневникам, ребята увлекались японской компьютерной игрой «Последняя фантазия», представляющей собой множество версий борьбы со злом, в которой персонаж по имени Монах назначает герою дату его смерти. Подобные даты были обнаружены в записях погибших школьников.
Беспокоит проблема чрезмерной увлеченности детей компьютерными играми и врачей-офтальмологов. Причиной тому пресловутый «компьютерный синдром» — офтальмологические заболевания, приводящие к существенной потере зрения. Офтальмологи Киевской академии последипломного образования им.Шупика разработали целый комплекс тестов, ставших основой исследования «Оценка влияния мониторов компьютеров на органы зрения человека». Волонтеры проходили офтальмологическое исследование до работы с компьютером и после нее. В результате ученые сделали вывод: 17-дюймовый монитор с плоским экраном оказывает менее вредное воздействие на органы зрения человека, нежели 15-дюймовый; менее вредной является работа при лампах дневного освещения, чем при лампах накаливания; расстояние между глазами и монитором должно равняться 75 см; через каждый час работы с монитором целесообразно делать 10-15-минутный перерыв. Лучшие результаты показали 17-дюймовые мониторы SONY Trinitron и LG Flatron.