Экология и морской бизнес

В Севастополе, на базе оздоровительного комплекса «Береговое», прошла III международная научно-практическая конференция «Экологические проблемы и особенности эксплуатации береговых объектов морехозяйственного комплекса». В течение четырех дней около 80 специалистов из Украины, России, Грузии обсуждали важнейшие экологические проблемы мирового содружества, юридические и экономические аспекты морского природопользования, комплексные подходы к управлению безопасностью и охраны морской среды. Конференция работала под эгидой Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы — МАНЭБ.- Что представляет собой эта академия? — с таким вопросом я обратилась к президенту Украинского отделения МАНЭБ, академику Ю.И.Бланку (г.Одесса). Юрий Иосифович является сопредседателем оргкомитета III международной научно-практической конференции.

— МАНЭБ — общественная организация, целью которой является объединение ученых и инженеров всех стран для эффективного взаимодействия при решении задач защиты человека и природы от антропогенных и стихийных факторов, представляющих угрозу природе Земли. Президент МАНЭБ Виктор Антонович Рогалев (г.Санкт-Петербург) принимал участие в работе нашей конференции. Украинское отделение, как и академия в целом, работает по инициативной программе, которая координируется с международной политикой Европейской комиссии ООН в области экологии, а также других международных и национальных организаций.

— Какие проблемы рассматривает и решает академия?

— Тематика научных исследований Украинского отделения МАНЭБ направлена на решение экологических проблем строительства и эксплуатации промышленных, портовых, энергетических, нефтегазовых и других объектов, включая вопросы безопасности, надежности, экономичности и оценки воздействия на окружающую среду. Это научные исследования и практические разработки в области новых технологий, общих и отраслевых проблем безопасности труда, экономических и правовых аспектов охраны природы. Немаловажное значение придается влиянию состояния окружающей среды на здоровье людей. Разрабатываются научно-экологические сопровождения инвестиционных проектов, ведется мониторинг и прогноз состояния окружающей среды.

— Круг вопросов широк и разнообразен и, естественно, подразумевает участие ученых и специалистов самого широкого профиля. Кто входит в состав академии?

— Несмотря на молодость Украинского отделения, в нем трудятся более 100 академиков и членов-корреспондентов, среди которых — видные ученые, руководители крупных промышленных и транспортных предприятий, директора научно-исследовательских и учебных институтов, начальники экологических служб и организаций, юристы, экономисты. Реальной движущей силой и объектами первостепенного внедрения прикладных разработок являются коллективные члены академии. В их числе — ОАО «Севастопольский Морской завод».

— Значит, вы не случайно выбираете Севастополь местом проведения конференции?

— Действительно, мы собираемся в вашем городе уже второй раз. Первая международная конференция состоялась в Одессе, а вторая и третья — в Севастополе. Подчеркну, что председатель правления Анатолий Александрович Череватый — председатель оргкомитета нынешней конференции. В ходе нашей работы мы отмечали одно немаловажное событие: впервые в Украине Севастопольский Морской завод и севастопольское ЦКБ «Черноморец» разработали технические требования и технические задания на строительство специализированного пожарного судна и судна-бонопоставщика для противопожарной защиты морского нефтеперевалочного комплекса «Пiвденний». Завод выиграл международный тендер на их строительство. Таким образом, внесен серьезный вклад в создание нового поколения вспомогательных судов и технических средств для предотвращения и ликвидации последствий аварийных ситуаций на морских терминалах.

— «Аварийные ситуации» — это словосочетание, к сожалению, все чаще звучит в нашем обиходе. И все чаще становится предметом обсуждения.

— Об остроте и важности проблемы свидетельствуют события последних лет и месяцев, аварии и катастрофы, имевшие место в разных странах. Причины разные — с одной стороны, акты терроризма, религиозного фанатизма, связанные со скрытой или явной борьбой за природные ресурсы и рынки сбыта, социально-демографическая напряженность, с другой — недостаточная подготовленность персонала или его халатное отношение к делу. Здания, сооружения, техника на большинстве предприятий морально и физически изношены. Культура производства требует не только перевооружения, но и разработки новых действенных организационно-технических мероприятий с использованием результатов высоких технологий. Все это диктует острую необходимость повышенного внимания ко всему, что связано с морехозяйственным комплексом. Это особенно важно в период, когда активизируется деятельность отечественного флота, портов и других морских и нефтегазовых объектов.

— Представители этих отраслей преобладают в кадровом составе вашей академии. Им, как говорится, и карты в руки?

— Действительно, первостепенное значение мы придаем научно-экологическому сопровождению проектов, касающихся создания системы поставок нефти и нефтепродуктов в Украину и через ее территорию. С безопасностью связаны исследования по экологическому мониторингу и оценке воздействия на окружающую природную среду процессов экспериментальной перегрузки различных грузов в портах Украины. Наш потенциал должен быть направлен не только на создание локальных (для отдельных предприятий) планов предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций, но и на разработку таковых для отдельных регионов.

— Юрий Иосифович, довольны ли вы результатами работы конференции?

— Севастопольская горгосадминистрация, руководство Морского завода ООО «Югсевморсервис» создали прекрасные условия для нашей работы. Мы имели возможность совершить производственную экскурсию по бухтам Севастополя, посетить Морской завод, морской и рыбный порт. Мы еще раз убедились, как важны экологические проблемы для всех регионов морского бизнеса.

Другие статьи этого номера