Курортный сезон — время массовой миграции. В эту пору со всего постсоветского пространства остывший за зиму люд устремляется в южные края. Вместе с отдыхающими прут к морю чудотворцы всех мастей — целители, предсказатели судеб, провидцы, гадалки и карманники. Их парад по праву человека, возвысившего обман до высокой степени искусства, открывает Алkан Чумак с устройством наперевес, заряжающим воду, кремы и фотографии с его нетленным образом.Наведался он в Севастополь и в этом году. Трижды забросив в бывшем Дворце рыбаков невод и выбрав из него золотых рыбок, отбыл врачевать в другие дали. Задерживаться на одном месте маэстро не может. Шуточное ли дело, по уверениям Чумака, в 56 странах ждут встречи с ним 6 миллионов человек нетрадиционной медицинской ориентации. Для не успевших встретиться с ним чудотворец по траектории своего полета оставляет ассистентов, реализующих заряженные товары первой необходимости: растительное масло по 40 гривен, соль и шампунь по 25 гривен, туалетное мыло по 15. Туалетную бумагу впаривают страждущим всего за 10 гривен. Подтерся — считай излечился. По резким скачкам дефицита мягкой бумаги можно предположить, что количество оздоровившихся растет в геометрической прогрессии. Так же растет число обращающихся в ценры психического здоровья после встреч с «чудотворцами» с просьбой «отремонтировать поехавшую крышу».
Едва убыл от нас Чумак, как в осемененном им ожиданием чудес Севастополе, словно духи из ларца, вознеслись дамы цыганистого типа с подпольными кличками Мария, Ирина, Русалина, а также известные по блатной одесской песне Тамара, Роза, Рая. Посредством карт для преферанса, пламени свечи, бумажных икон и нашептывания молитв они прямо из нанятых на период благотворительных акций квартир вступают в энергетический контакт с небесами, обретая тем самым дар снимать порчу, венец безбрачия, родовое проклятие, разжижать запоры в кишечнике, семье и бизнесе, возвращать похищенных возлюбленных, находить без вести пропавших и многое другое.
Только включишь вечером телевизор — как на экране выплывают черноокая красавица, обрамленная дешевым колдовским реквизитом, и нанятый ею собеседник, осчастливленный встречей с гадалкой. А за кадром звучит голос женщины, побуждающей своими подпевками немедленно отдаться прорицательнице и позолотить ей ручку. Верить или не верить цыганкам — личное дело каждого. Судя по тому, что гадалки арендуют дорогостоящее жилье и щедро разбрасывают рекламу, в их чудодейства продолжают верить, и еще не одно поколение предсказателей будет стоять у нас на прокорме. Надо отдать должное их отваге. Они ведут индивидуальную трудовую деятельность открыто, пренебрегая всевозможными карами со стороны управления здравоохранения, милиции и «наложки». Впрочем, ни те, ни другие, ни третьи не беспокоят провидиц неприятными вопросами о лицензировании их деятельности, паспортном режиме и размере полученной прибыли. То ли недосуг, то ли порчи боятся.
Если вы еще не обращались к прорицательнице и не расстались с деньгами, скопленными для покупки сведений о своей судьбе, то сначала дочитайте до конца и только потом решайте — разжимать или не разжимать потный кулак с купюрами.
С чего человек должен начать восхождение к сокрытой пока от него истине, которой монопольно владеют женщины восточных кровей, взявшие шефство над городом-героем? Правильно, с выбора гадалки, которая ему глянулась после прочтения и просмотра рекламы. Севастопольский рынок предсказаний никогда не был так богат, как в этом году. Начиная обзванивать гадалок, приготовьтесь к тому, что будете общаться не с ними, а с их ассистентами. Это приобщенные к великому таинству родственники мужского пола провидиц. Они с ходу назовут стоимость перешагивания порога платных откровений — от 25 до 30 гривен. Из дома на проспекте Генерала Острякова с вами будет общаться отрок, который манерой разговора может навести вас на мысль о его психической неполноценности. Не удивляйтесь — лечение сейчас дорого стоит. Парня жаль. Ему нужна традиционная врачебная помощь. Нетрадиционная — бессильна, но позволяет сколотить капитал.
Ассистенты назовут вам стоимость и точное время визита, объясняя это большим наплывом клиентов и нежеланием устраивать на лестничной площадке столпотворение. Это хорошо продуманный психологический ход, рассчитанный на пробуждение в клиенте советского стереотипа поведения — непременно пролезть без очереди и быть счастливым от одного этого. И тогда все, что наговорит гадалка, автоматически отъезжает на второй план. Позвольте дать один совет. Не приходите в день, когда ваша планета закрыта. Что это такое — не знаю. Поинтересуйтесь у Р. За отведение планеты требуют 300 гривен. Чем отводят — не показывают. Производственная тайна. Самые крутые цены у М., которая по каким-то причинам стала мигрировать по городу и, как Саддам Хусейн, в одном месте дважды никогда не ночует, хотя при передислокации рискует лишиться мешка с деньгами. После первого сеанса всего в тридцатник она склоняет клиента ко второй встрече и на глазах посетителя производит калькуляцию услуг. Стоимость сведений от М. по месту пребывания заблудшего сына или мужа клиент сам может увидеть на табло калькулятора — 1025 гривен. Электроника не врет. Это недорого, если учесть обещание Марии поставить во спасение пропавшего десять свечей — по сотне штука. Ну а четвертная — уже не всевышнему, а прорицательнице за хлопоты.
Вас не должно шокировать, что изъятые у вас деньги гадалки складывают в молитвенники. Это психологический просчет. Прочитав газету, они исправятся. Но и вы должны войти в их положение. Ну не таскать той же Р., прибывшей к нам из Донецка, где ее звали Светланой, за собой сейф. Кстати, если будете ее разыскивать, не угодите ненароком в два уважаемые ведомства, которые находятся по левую сторону двора на улице Ленина, а Р. с подростком квартирует в трехэтажке справа. Такое вот соседство. Говорят, что в целях конспирации очень даже надежное.
Вы можете сказать, что прорицательницы дерут с клиентов три шкуры. Ничего подобного. За дорогу в Севастополь надо платить? Надо. Аренда квартиры денег стоит? Стоит. Себя и отрока надо кормить? А как же. И не только отрока, но и всю камарилью, сопровождающую гадалку. Лишь идиот в наше-то время отважится пророчествовать в одиночку. Только командой. Может, поэтому на весь этот табор до сих пор никто и не наехал. Ни охранители права, ни те, кого они должны разыскивать.
Много лет город был закрытым. За время затворничества у севастопольцев сложилось ощущение не только государственной, но и особой милитаризованной защищенности. Ведь, бывало, куда ни посмотришь — то голубые матросские воротнички, то офицерские погоны. Днем ли, ночью улицы чисты и безопасны. И вот раскрыла военно-морская крепость свои двери и поехал к нам добрый люд. Лихой — тоже. По количеству проходимцев всех мастей порой кажется, что двери город не открыл, а расхлебенил. Лезут в них кто ни попадя. Ну чего той же Р. не сиделось в Донецке? Если уж такая она знатная прорицательница, то к ней должен стекаться люд, а не она мотаться по городам и весям и показывать старый-престарый цыганский фокус с яйцом, внутри которого находится черное пятно, якобы свидетельствующее о том, что на человека навели порчу. Многие в фокус верят.
Ну так как? Будете разжимать свой потный кулак и брать на содержание проходимцев? Еще не решили? Тогда поднакопите еще столько же. Дорого нынче пророчество, ставшее товаром. Это ведь баба Ванга брала сколько дадут, а то и вовсе от мзды отказывалась, памятуя библейское: грешно брать деньги за данное тебе даром от природы или от Бога, что одно и то же. Торговля даром провидения, тем более которого нет, — это от лукавого.
Есть такой детский розыгрыш. Один у другого спрашивает: «Как расшифровать слово Дуня». Ответчик предлагает несколько вариантов, но все не то. Тогда ему говорят: «Д — дураков, У — у нас, Н — нет». — «А как же Я?» — спрашивает отгадчик.
Каждый на это отвечает себе сам.