В среду на сессии городского совета слушался вопрос под благовидным названием — «Об утверждении перечня объектов архитектуры (в том числе нежилых помещений, размещенных в них), относящихся к коммунальной собственности, приватизация которых не допускается». В проекте решения, предложенном на рассмотрение депутатов, были обозначены два пункта по существу вопроса: указанный перечень утвердить, предыдущее решение сессии отменить. Что это значило? Депутатский корпус предыдущего созыва, дабы не растащили по кусочкам в частную собственность исторический центр города и его Центральный холм, взял и одним махом запретил приватизацию всех объектов по указанным адресам. Ошибка данного так называемого «постановления 112» заключалась в том, что туда же вошли и жилые дома. А они согласно украинскому законодательству жильцами за это время приватизировались почти полностью (за исключением подвалов и чердаков). По мнению нового депутатского корпуса, «постановление 112» входит в противоречие с законом и поэтому его нужно отменить. Это раз.
Во-вторых, чтобы после его отмены сохранить историческое наследие города, следует утвердить конкретный перечень объектов, приватизации не подлежащий и к проекту решения прилагаемый. Указанный перечень содержал в себе ни много ни мало, а ровно 70 объектов архитектуры. Как, например, Генуэзская крепость, фонтан, комплекс Братского кладбища, Графская пристань, несколько соборов. Здания в центре города там были обозначены тоже: гостиница «Севастополь», административные здания по пр. Нахимова, там же — театр им. Луначарского. Ну и еще парочка. Вот и выходило, что после того, как данное решение увидело бы свет, приватизировать можно было все, что в этом городе еще держится на фундаменте.
Ни один из депутатов, записавшихся для участия в прениях, данную идею не поддержал. Особо красноречиво было выступление заместителя председателя городского совета Василия Пархоменко. «112-е постановление действительно требует корректировки, но нужно учесть ситуацию, в которой оно принималось, — сказал он. — Тогда депутаты защищали «третий подвиг города» (восстановленный послевоенный Севастополь. — И.К.)».
Затем зампред приступил к критике перечня. По кольцу города расположены четыре библиотеки, две есть в списке, где еще две? Почему туда не включены все театры? Нет трех объектов здравоохранения, где детская стоматология? Где ДКЦ? Где художественная школа? И вообще существует постановление Кабинета министров Украины, согласно которому в Севастополе находится 43 объекта культурного национального наследия и 1700 объектов культурного наследия города. Где они все? «Если мы примем решение в том виде, в котором оно нам представлено, — заявил Василий Пархоменко, — произойдет деформация социальной направленности центра города». В выступлениях других депутатов не обошлось и без примеров из судьбы улицы Большой Морской. Сегодня она в полном смысле слова «Б» Морская: растерзанная и обесчещенная, с софитами в подвалах и с новыми «дырками» для выхода на улицу.
В итоге, принимая решение, депутатский корпус согласился с мнением председателя горсовета Валентина Борисова. Нужно составить нормальный перечень всех объектов, не подлежащих приватизации, «забить» в решение пункт о развитии Большой Морской, выделить средства БТИ на работу для обеспечения сохранности коммунальной собственности.