После того как 26-летняя Светлана продала принадлежавшую ей квартиру и вложила деньги в семейный бизнес, родители несостоявшегося супруга выставили невестку вместе с трехлетним внуком на улицу.Признаюсь, поначалу телефонный звонок вызвал двойственное чувство — согласитесь, трудно поверить в то, что родные бабушка и дедушка способны в дождливую погоду на ночь глядя выставить на улицу невестку вместе с трехлетним внуком. Наша встреча с позвонившей в редакцию Светланой состоялась возле опорного пункта милиции: чтобы забрать из квартиры, где прописаны 26-летняя женщина и ее малолетний сын, оставшиеся там личные вещи, пострадавшей стороне понадобилась помощь правоохранительных органов. Рассказ о происшедшем давался Светлане нелегко.
— У меня была собственная двухкомнатная квартира на улице Силаева, которую мой муж уговорил продать, — рассказывает Светлана. — Вырученные деньги по его просьбе вложила в семейный бизнес, после чего нас с сыном прописала к себе свекровь. Но семейная жизнь не сложилась. Я попросила мужа снять мне с ребенком квартиру и написать расписку, что он по частям вернет мне деньги за мою проданную квартиру, чтобы я могла купить себе и сыну другую. На следующий день после данного разговора меня с ребенком не пустили даже на порог дома. На протяжении четырех часов (с 18 до 22) я стояла под железной дверью, умоляя отдать хотя бы наши с сыном теплые вещи (на улице шел дождь с градом, одежда и обувь промокли, на ребенке была надета легкая джинсовая курточка). Было слышно, как в квартире ходили люди, но дверь нам так никто и не открыл. Мы оказались здесь лишними…
Попытка Светланы на следующий день забрать свои личные вещи из ставшей для нее недоступной квартиры в присутствии сотрудников милиции также успехом не увенчалась. Мы с фотокорреспондентом были свидетелями того, как то в одной, то в другой комнате зажигался свет, но на настойчивые стук и призывы милиционеров открыть двери так никто и не отозвался. Поговорить с забаррикадировавшимися в помещении хозяевами в этот день нам так и не удалось.
— В данном случае прежде всего нарушены жилищные права Светланы и ее несовершеннолетнего сына, — говорит Сергей Анатольевич. — Если она вселилась в квартиру как член семьи собственника квартиры и проживала с ним совместно, то у нее возникло равное с собственником право пользования жилой площадью в этой квартире. Как я понял, Светлана считает, что у нее есть право проживать в данной квартире, а ее самоуправно выселяют. Пожалуй, дать правильную оценку этой ситуации сможет только суд.
— Что можно предпринять Светлане в сложившейся ситуации, чтобы защитить свои права и права своего ребенка?
— Светлана может, например, просить привлечь виновных в ее выселении лиц к уголовной ответственности за самоуправство либо просто предъявить иск о вселении в квартиру. Не следует упускать из виду и право Светланы предъявить иск о взыскании средств, «вложенных в семейный бизнес». Сложность ситуации для Светланы в том, что обязанность доказывания обоснованности ее требований будет лежать на ней самой. Более оперативно на защиту прав несовершеннолетнего ребенка может встать прокуратура.
— А как расценить тот факт, что хозяева квартиры отказались открыть дверь сотрудникам правоохранительных органов?
— В настоящее время нет нормы закона, которая обязывала бы собственника жилья открывать дверь кому-либо. Неприкосновенность жилища закреплена в Конституции Украины. Безусловно, войти в квартиру могут лишь те, кто в ней проживает, для всех остальных требуется мотивированное решение суда. Решение вопросов о вселении в квартиру не входит в компетенцию сотрудников милиции. Такие вопросы решаются в судебном порядке. Только имея на руках вступившее в законную силу судебное решение (исполнительный лист на вселение в квартиру. — Прим. авт.), судебный исполнитель имеет право взломать двери и принудительно вселить истца в квартиру. Присутствующие при этом сотрудники милиции лишь обеспечивают общественный порядок… Ситуация достаточно сложная. В любом случае необходимо выслушать мнение обеих сторон. Ну а окончательная оценка ситуации и соответствующее решение, естественно, останутся за судом.