Программа «Школьный участковый»

Проведя импровизированный рейд по севастопольским учебным заведениям, мнимые террористы наглядно продемонстрировали всем: наши школы уязвимы! Чтобы обезопасить школьников и учителей от преступных посягательств, представители родительской общественности предлагают разработать и внедрить единую муниципальную программу по организации охраны школ города.Необычный эксперимент решили провести после трагических московских событий сотрудники одной из севастопольских телерадиокомпаний. Прихватив с собой подозрительный баул, в котором теоретически могла находиться взрывчатка, неброско одетый мужчина на протяжении нескольких часов обходил городские школы, и практически везде, за редким исключением, на него никто не обращал внимания. Дело дошло до того, что, беспрепятственно поднявшись на третий этаж и так и не встретив ни одного дежурного, «террорист» был вынужден привлекать к себе внимание персонала школы громкими криками: «Люди, ау! Отзовитесь!»

Данная акция еще раз показала, насколько мы уязвимы и часто становимся заложниками разного рода обстоятельств. Реальной опасности подвергаются как учащиеся школ, так и сами учителя. И дело не только в возможных терактах. Сотрудники школ до сих пор с возмущением вспоминают о том, как случайно забредшие в учебное заведение трое молодых наркоманов, развлекаясь, измывались над учителем и десятиклассниками, сорвав урок; как ворвавшийся в школу психически больной человек взял в заложники директора и секретаря; как мужчина в сильнейшей стадии алкогольного опьянения, раскидав дежурных на входе, прорывался внутрь помещения, мотивируя свои действия необходимостью забрать ребенка-первоклассника домой.

Это — реальные примеры из жизни школ Ленинского района за истекший год. Перечень подобных случаев можно продолжить, так как практически каждая школа периодически сталкивается с аналогичными явлениями. Естественно, сложившаяся ситуация не может не волновать. Своими наблюдениями и предложениями по данному вопросу от имени родительской общественности делятся председатель президиума городского родительского комитета Надежда АФАНАСЬЕВА и заместитель председателя родительского комитета школы № 43 Ольга ТИМОФЕЕВА.

— К сожалению, в последнее время в большинстве своем наши школы напоминают проходной двор, — делится впечатлениями Надежда Михайловна. — Психически больные люди, наркоманы, воры регулярно посещают учебные заведения. Выносят вещи, издеваются над учителями и учениками, а противостоять им практически некому, так как работают в школах в большинстве своем женщины. Еще один больной вопрос — распространение наркотиков. Статистика фиксирует не только увеличение числа лиц, больных наркоманией, но и то, как снижается возраст, с которого начинается прием наркотических веществ. Школа превращается для определенного рода лиц в своеобразный рынок сбыта. Практически возле каждого учебного заведения можно заметить распространителей смертоносного зелья. Но «разборки» с наркодельцами в обязанности учителей не входят. Да и что может сделать женщина-педагог, если при попытке вмешаться в ситуацию в ее адрес сыплются нешуточные угрозы?

— Когда-то Василий Сухомлинский высказал мысль о том, что школа будущего должна быть школой радости для детей, школой спокойствия для родителей и школой творчества для педагогов, — продолжает разговор Ольга Леонидовна. — К сожалению, существующие мировые тенденции относят эту мысль в разряд утопий. Достаточно полистать подшивки газет с кричащими, бьющими заголовками: «Школьник открыл стрельбу в школе…»; «Япония: приняты меры по усилению охраны школ»; «Белфаст: на безопасность школьников тратится 50 тыс. фунтов ежедневно»; «Америка: сотрудники школьной службы безопасности обязаны выявлять и отлавливать наркоманов…»

За рубежом давно поняли, что должна быть охрана в школах. У нас же вопрос организации этого важного дела в севастопольских школах, по сути, сводится к двум вариантам: во-первых, есть приказы районных отделов народного образования и науки, которые формально запрещают пропускать в школу посторонних лиц и обязывают держать входные двери на замке; во-вторых, родительский комитет школы может организовать охрану учебного заведения частным образом.

Как в первом, так и во втором случае есть свои слабые стороны. Представим, что с началом учебного процесса входные двери школы закрываются на замок — отлично! Но школа не является режимным учреждением, весь контингент которого приходит к определенному часу и уходит в точно определенное время. Специфика этих учреждений такова, что в разных классах уроки могут начинаться и заканчиваться в разное время, как и расписание занятий у педагогов. А что делать с теми детьми, кто опаздывает? Оставлять за порогом школы или отправлять домой? А пересменка, когда ученики первой смены покидают школу, а ученики второй смены идут на занятия? А родители, ожидающие своих детей?

Конечно, можно сделать единый приемный день в школе. А если родителю потребуется срочно увидеть своего ребенка, а дверь школы окажется запертой, чем закончится такая ситуация? Хорошо, если человек рассудительный. А если попадется родитель с бурным темпераментом на последней стадии раздражения?

Давайте не будем отрываться от реалий. Закрываемая на замок дверь школы проблему не решит. Как не решит ее и организация охраны школ частным образом. Что могут предпринять родители в последнем случае? Обратиться к профессионалам из охранного агентства, услуги которых весьма дороги, или нести вахту своими силами. Постоянно собирать суммы на оплату услуг профессиональных охранников с родителей вряд ли получится — критическая точка их долготерпения уже достигнута, и любая просьба денежного характера, как правило, вызывает всплеск негодования. Организовать несение вахт собственными силами в течение длительного времени также вряд ли получится: родители — люди занятые.

— И что же делать?

— На наш взгляд, при решении проблемы организации охраны школ прежде всего следует исходить из того, что школа является учебным заведением. Следовательно, выполняющие функции по ее охране лица должны действовать в рамках юридически определяемых прав и обязанностей, учитывающих специфику учебных заведений. Кто и каким образом будет осуществлять контроль действий лица, выполняющего охрану? Кто оценит профессионализм охранника и в случае конфликта регламентирует его действия, будет нести ответственность за принимаемые им решения? Администрация школы? А не слишком ли много мы хотим от структуры, которая предназначена прежде всего для организации учебного процесса? Родительский комитет? Но он не является юридическим лицом. Четкость, регламентированность и слаженность действий может обеспечить лишь централизация управления. Мы считаем, что необходимо создание единой службы с жесткой структурой подчинения и полнотой ответственности, продуманной и проработанной муниципальной программой. Тем более что в Украине уже есть прецеденты решения данного вопроса. Так, в Киеве с февраля текущего года милиция взяла под охрану все школы. Киевская мэрия сумела выделить на это средства. Положительный опыт столицы внедряется уже в Днепропетровске и других городах Украины. А чем хуже Севастополь? У нас два пути: можно на городском уровне поднять вопрос о необходимости разработки и внедрения единой муниципальной программы по организации охраны школ города. А можно успокаивать себя, что ничего страшного пока не случилось, да и в городской казне денег, увы, не- густо и ждать, ждать, когда же грянет севастопольский «Норд-ост»…

С целью активизации правового воспитания и оздоровления обстановки по линии подростковой преступности севастопольским институтом последипломного образования (ИПО) к реализации предложена программа «Школьный участковый». По мнению методиста ИПО С. Тищенко, присутствие в школе участкового инспектора позволит своевременно оказывать необходимое правовое воздействие на подростков, попавших под влияние криминальных структур, а также способствовать нормализации неблагополучной обстановки в семьях. «По возможности необходимо создать «кабинеты профилактики» и «кабинеты доверия» для осуществления постоянной работы школьного участкового инспектора в школах, насчитывающих более тысячи учащихся, — считает Светлана Михайловна. — Возможно, он будет один на несколько школ в микрорайоне. На базе такого кабинета сотрудники правоохранительных органов смогут проводить «часы общения» с учащимися по вопросам права и разъяснять действующее законодательство об ответственности несовершеннолетних за антиобщественные поступки. Здесь же могут организовываться группы из числа старшеклассников и родителей для регулярного патрулирования в вечернее время прилегающих к школам территорий».

Другие статьи этого номера