ПРОФИЛАКТИКА РОСТА ЦЕН

Для обеспечения потребительского рынка товаров и услуг в городе сформирована и действует территориально-разветвленная структура торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Насколько она эффективна, как сработала в этом году и какие меры нужно предпринять, чтобы в будущем Севастополь летом не догнал по уровню цен Ялту? Об этом мы беседовали с недавно назначенной на должность начальника управления торговли и бытового обслуживания населения СГГА Н.В.КОЦЮК. Надежда Васильевна давно работает в этой системе и досконально знает предмет обсуждения. Вот как она комментирует отдельные закономерности, достижения, спады и проблемы в сфере торговли.Торговля и общепит — наиболее мобильная ко всем новшествам и динамичная отрасль, предприятия которой были приватизированы в первую очередь, что и способствовало быстрым результатам. Основными направлениями ее развития в нашем городе в этом году стали переспециализация объектов, обусловленная изменениями объема и структуры спроса населения, рационализация торговых процессов, развитие материально-технической базы.

Общий объем розничного товарооборота, включая общественное питание, по данным горстатуправления, за 9 месяцев составил 342,4 млн грн. Рост товарооборота за этот период к 2001 г. составил 116,9%. Для сравнения: в промышленности — немногим более 102%. Задача управления торговли и бытового обслуживания населения как структурного подразделения горгосадминистрации как нехозяйствующего субъекта — координировать усилия предпринимателей, госструктур и различных служб для решения возникающих в сфере городской торговли проблем, помогать ей развиваться, а также контролировать, чтобы все, кто трудится в этой области бизнеса, находились в равных условиях и работали только в рамках установленных законом правил и норм.

Наблюдается тенденция снижения доли розничного товарооборота предприятий — юридических лиц, который пока занимает самый высокий удельный вес (47,9%), и увеличивается объем выручки физлиц, имеющих сеть розничной торговли и общепита.

Сейчас в сфере розничной торговли функционируют: 1396 стационарных точек, 1290 пунктов мелкорозничной сети и 596 объектов бытового обслуживания. В том числе за 9 месяцев этого года были введены в строй 75 новых объектов торговли площадью 3490 кв.м. Обеспеченность населения города торговыми площадями в сравнении с действующими нормативами составила 124,1%.

За счет открытия сезонных объектов торговли и общественного питания было трудоустроено 2,5 тысячи человек, в т.ч. выпускники профильных учебных заведений и учащиеся — на трудовую практику.

В общем объеме реализация товаров отечественного производства составила 69%, в т.ч. по продовольственной группе 80%. 100% в общей реализации занимают украинские товары по группам: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, макаронные изделия, жиры животные, консервы мясные, молочные, фруктово-ягодные. 98 — 99,9% — в реализации сыров, молочных продуктов, рыбных консервов, растительного масла, сахара, круп и бобовых, водки, ликеро-водочных изделий, вина, минеральной воды.

В целях стимулирования участия местных изготовителей в реализации собственной продукции на ярмарках решением горсовета они освобождены от уплаты сбора за разрешение на размещение объектов для торговли на ярмарках. Нахимовской РГА выданы бесплатно разрешения на торговлю в районе четырем сельхозпредприятиям района.

В сезон уборки урожая предприятия АПК пригородной зоны приняли участие в торговле на рынках, в микрорайонах, на ярмарках к праздничным датам, на постоянно действующих ярмарках, в т.ч. наиболее активно — ОАО «Севастопольский», ГП «Совхоз им. П.Осипенко», ЗАО С.Перовской.

В городе функционирует 39 рынков, в т.ч. 4 — в сельской зоне. По специализации преобладают смешанные, их в городе — 24. На рынках оборудовано 13,5 тыс. торговых мест, в т.ч. для продажи сельхозпродукции — 2,5 тыс. и около 500 машино-мест.

Развитие инфраструктуры рынков направлено на выполнение функций по привлечению дополнительных товарных ресурсов в город, по цивилизованному обустройству рабочих мест и улучшению материально-технического состояния объектов.

В целях координации работы всех ведомств и предприятий торговли управлением торговли и бытового обслуживания населения разработана и распоряжением председателя горгосадминистрации утверждена «Программа совершенствования функционирования рынков в севастопольском регионе на 2002 — 2005 гг. и мероприятия по ее реализации».

В соответствии с ней уже открыта гослаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке «Чайка», оформлено право землепользования для обустройства и преобразования рынков «Хрюкинский», «Киевский», «Московский» в современные торговые комплексы. Продолжаются строительство и реконструкция многих других рынков, в т.ч. на 5 км Балаклавского шоссе.

Как говорит Н.В. Коцюк, дело ее и работников управления — помогать устранять преграды на пути развития торгового бизнеса. Иногда и в буквальном смысле слова, когда речь шла о реконструкции торгового комплекса на Соловьевских складах и создании удобных подъездных путей к нему, минуя различные заборы, ограждения, знаки и интересы сопротивляющихся ведомств.

Оборот организованных рынков (по расчетным данным) за 9 месяцев 2002 г. составил 146,6 млн грн, индекс физического объема за это же время к соответствующему периоду прошлого года достиг 118,9%.

В Севастополе, по сравнению с другими регионами, довольно мало производителей ТНП. В связи с чем продовольственные товары и продукты в основном сюда завозятся. Летом это приводит, порой, к росту цен, от которого страдают севастопольцы. Такой мониторинг по определенным группам товаров работники управления совместно с другими подразделениями СГГА ведут постоянно. С поставщиками и торговцами, продающими товар по повышенным ценам, разбираются в каждом конкретном случае по сигналам покупателей или по результатам совместных с другими ведомствами проверок. В этом году высокая стоимость фруктов и овощей, как отметила Н.В. Коцюк, во многом была обусловлена неблагоприятными погодными условиями и, как следствие, неурожаем во многих областях страны.

Управление торговли СГГА занимается проблемой сокращения числа посредников, перекупщиков на пути продукции пригородных хозяйств к потребителям. По инициативе управления на специально отведенных местах в Инкермане, Балаклаве, Гагаринском районе, на Северной стороне была организована продажа непосредственно с машин продукции агропромышленных предприятий. Как производители, они освобождены от уплаты сбора за размещение объекта торговли, что существенно снижает стоимость привезенной продукции.

На следующий сезон эту форму удовлетворения спроса севастопольцев, как одно из средств иного, чем в курортной Ялте, пути летней торговли, необходимо расширять. Места для торговли с машин должны быть и в других районах города.

Широко практикуется рассылка персональных приглашений во многие хозяйства Крыма и другие регионы. Вместе с представителями наших районов работники управления весной выезжали во все пригородные хозяйства. Постоянные рекомендации, с кем из производителей лучше всего работать напрямую согласно имеющемуся и все время обновляющемуся в управлении перечню добросовестных оптовиков, даются всем желающим получить их координаты и наладить сотрудничество с севастопольскими предприятиями торговли. Используются и старые, и новые связи. Чтобы все обращающиеся в СГГА товаропроизводители находили здесь своих дилеров. Кому нужна помощь, она оказывается. Но преимуществ никому не дается. А за некоторыми крупными специализированными предприятиями торговли на следующий год даже закрепляются своего рода задания по реализации определенных групп товаров, нужных горожанам.

Во многом потребности севастопольцев могут удовлетворить предприятия пригородного АПК. Развиваются и местные подсобные хозяйства — сады и огороды, продукцию которых их владельцы все в большем объеме реализуют на рынках. И тоже пользуются льготами производителей. Так что, если погода не подведет, прогноз управления торговли по ценам на следующий год, по крайней мере, что касается семечковых, более чем оптимистический.

Другие статьи этого номера