ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ:

Из года в год с наступлением холодов на редакцию обрушивается шквал звонков и писем, похожих друг на друга, как близнецы-братья. «Замерзаем!» — стонут жители всех, без исключения, районов города. И каждый раз редакция обращается за разъяснением ситуации к руководителям всех ведомств, ответственных за подачу тепла в квартиры горожан. Этот сезон мы начинаем с публикации интервью начальника управления жилищного хозяйства городской госадминистрации Геннадия Плотникова. Прямо скажем, получилось оно далеко не парадным.

— Геннадий Михайлович, как в этом году подготовлен к отопительному сезону жилой фонд города?

— Если сказать, что мы готовы на все 100%, то это будет обман. По сравнению с прошлым годом подготовились в чем-то лучше, в чем-то хуже. По ремонту систем центрального отопления проделан большой объем работы. Так что количество неотапливаемых домов с входом в отопительный сезон в 2002 году меньше, чем на соответствующий период прошлого года. В общем-то, «провалены» только два рэпа: это 5-й и 13-й. Сложно входит в отопление и РЭП-9. По остальным рэпам сложностей меньше. Понимая ситуацию, РЭП-13 мы сейчас усилили — направили туда еще двух специалистов. Думаю, к концу этой недели из «провалов» мы должны выйти. А вот по кровлям ситуация гораздо хуже. Морозная прошлая зима, жаркая первая половина лета, с затяжными дождями во второй сделали свое дело — добавили текущих кровель. На сегодняшний день их уже больше 800. Ремонт осуществляется нашими подрядными организациями и рэпами.

— Какими средствами в этом году располагало жилищное управление?

— Всего из местного бюджета на капитальный ремонт нам дали 1370 тысяч гривен. Плюс еще средства госсубвенции в размере 330 тысяч гривен, но из них на капитальный ремонт жилого фонда было направлено только 130 тысяч, остальные «пошли» на оплату энергоносителей. Но освоено УЖХ уже более двух миллионов гривен: подрядчики работают в долг. Так что плановые показатели подготовки к зиме мы перевыполнили, но это не значит, что мы сделали все, что нужно. Рэпы не в состоянии закупать материалы из своих собственных средств. Ну не хватает тех тарифных 23 копеек. Тем более что, когда рассчитывался этот тариф, минимальная заработная плата составляла 74 грн, теперь она — 165. Меньше этой суммы мы своим сотрудникам не имеем права платить. Недостающие средства, естественно, отрываем от обслуживания жилья. Поэтому вопрос стоит конкретно: либо бюджет должен компенсировать эту разницу, либо мы должны увеличить на эту сумму тариф.

— Так сколько же должен платить севастополец, чтобы рэпы перестали говорить о том, что им не хватает средств?

— Если говорить о предоставлении услуг в полном объеме (согласно всем нормативным документам), то это будет страшная цифра — больше гривны с одного квадратного метра. Поэтому мы должны исходить из ситуации, поднять тариф настолько, чтобы выполнялся необходимый на сегодня минимальный объем работ. Чтобы выполнялся текущий ремонт подъездов, внутридомовых сетей, производилась уборка внутридомовой территории, восстанавливали подъездное освещение, ремонтировали кровли.

— Так «сколько вешать граммов»?

— Где-то на 43 — 45 копеек надо выходить. Но вряд ли нам позволят такую сумму увеличения. Хотя иначе наше жилье дальше и дальше будет разрушаться. Потому что у нас до сих пор бытует психология: рэп обязан все! Он не может быть просто так обязан — он обязан настолько, насколько человек денег заплатил. У нас многие говорят: «Я заслуженный человек». А заслуженные люди у нас пользуются льготами. Платят 25, 50% от тарифа, остальное — государство, есть органы социальной защиты. А рэп не в состоянии ветерану, заслуженному человеку поменять раковину, ванну, еще что-то (как от нас этого требуют некоторые депутаты). Нет этого в тарифе! К тому же население должно нам 8,2 миллиона гривен и не хочет погашать свой долг.

— Но ведь в городе существует масса случаев, когда человек покупает за свои средства те же батареи, а в рэпе ему отказывают даже в их установке…

— Это бардак! Директор рэпа будет наказан. Если человек сам купил сантехприбор и пришел в рэп, рэп обязан ему это сделать. Если он этого не делает, пусть обращается к нам с жалобой любой человек!

— Геннадий Михайлович, что вы можете сказать тем людям, у которых квартиры не отапливаются по вине рэпов, например, не готова внутридомовая система для приема теплоносителя?

— Стояков по городу поменяли процентов на 10 от потребности. А как иначе? Стоимость замены стояков в одном подъезде 9-этажного дома составляет примерно 25 тысяч гривен. Информация о всех «больных» домах у нас есть, и она будет передана теплосети. Люди за отсутствующее тепло платить не будут. Вообще нормативные затраты на капитальный ремонт должны составлять 2% в год от стоимости жилья. То есть необходимо порядка 35 миллионов в год. Вот и можете посчитать, через сколько лет при существующем финансировании мы сможем выполнить капитальные ремонты всех систем.

— Какой вы видите выход?

— Повышение тарифа — раз. Бюджетное финансирование — это два. И три — это создание кондоминиумов. Если в доме выкуплены все квартиры, жильцы создают объединение совладельцев, регистрируются как юридическое лицо — неприбыльная организация, открывают свой счет, тогда и собственник нежилого помещения (пусть там магазин, кафе и так далее) обязан заключить с объединением совладельцев договор на участие в обслуживании этого жилого дома. Пропорционально занимаемой площади он обязан вносить туда деньги.

— А если в доме располагаются арендаторы?

— То как только будет создано объединение совладельцев, все помещения, находящиеся не в собственности, тут же переходят к жильцам. Они ими распоряжаются и могут назначить такую арендную плату, какую решит общее собрание, а эти деньги пускать на содержание своего дома. И там, где много встроенных или пристроенных помещений в аренде, людям надо не терять времени, чтобы не состоялся выкуп площадей.

— Но ведь при создании кондоминиума люди потеряют возможность на капитальный ремонт дома (а это огромные деньги) из средств бюджета, как это делается при коммунальной форме собственности.

— По закону, когда создается объединение совладельцев, первый капитальный ремонт должен производиться бывшим собственником — то есть территориальной громадой. Но это по логике, а по жизни денег на эти цели нет. Надежда, что бюджет выполнит ремонт, призрачна. Хотя с 2006 года по государственной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Кабмином в феврале этого года, в тариф квартирной платы будут входить и затраты на капитальные ремонты. То есть квартплата будет состоять из двух частей: текущее содержание, капитальный ремонт. И те же объединения совладельцев будут сами устанавливать внутренний тариф своего дома — на какую сумму они будут производить его обслуживание. Весь мир так живет.

«Уже больше двух недель один стояк в нашем доме по ул. Богданова, 10, «обходится» без холодной воды. Произошла авария, и рэп отказывает нам в помощи. У людей не выдерживают нервы. Помогите нам!»

«В нашем доме по ул. Л.Толстого, 23, «развоздушка» батарей находится на крыше. В доме живут одни старики. Мы обратились к мастерам рэпа с просьбой произвести работы по развоздушиванию системы отопления и получили ответ: «Или делайте это сами, или сидите в холоде».

Другие статьи этого номера