Упаковка для… упаковки

Счастлив человек, чьи потребности и возможности совпадают. Могу купить козу, но не хочу! Хочу купить 600-й «Мерседес», но не могу! Твердые бытовые отходы хотелось бы отвезти как можно дальше от города. Даже если найдется где-то в Крыму место, которое к общему удовольствию объявят всеобщей свалкой, то и тогда денег мы не найдем в бюджете на такой дальний путь. Частный сектор сегодня не желает оплачивать вывоз мусора даже по ныне существующему символическому тарифу. Если специализированные предприятия по вывозу мусора административным методом заставить убрать эти кучи, то тариф для тех, кто еще платит за эту услугу, возрастет в 2-3 раза.Как, сохраняя прежний тариф, очистить город от ТБО? Но главное — куда возить этот мусор и что с ним делать?

Вопрос о строительстве комплекса по переработке твердых бытовых отходов обсуждается на разных уровнях не первый год. Шесть лет эту тему изучала и руководитель ПКФ «Ларо» Людмила Киналь. Она сумела найти не только единомышленников в пределах Украины, но и реального инвестора, без которого даже самые смелые проекты — не более чем благие пожелания.

Напомним, что Крымский термический завод почил в бозе по причине своей технологической старости еще в момент рождения. Сжигание мусора уже запрещено во всем мире, а в ближайшие два года вступит в силу мораторий на складирование на свалках неотсортированного мусора. Причин несколько: во-первых, безрассудно такие богатства зарывать в землю, во-вторых, где земель напастись под расширяющиеся свалки. Современный комплекс по сортировке и переработке около 90% ТБО превращает в сырье для вторичного использования. А значит, в десять раз увеличивает срок службы каждой свалки, экономит площади.

В структуре тарифа на вывоз ТБО большой вес имеют транспортные расходы. Сегодня мусоровоз в один конец проходит 35 км. Если на Первомайский полигон возить лишь 10% ТБО, то есть непригодных для вторичного использования, уменьшение транспортных затрат будет эквивалентно сокращению пробега машин в десять раз. Некоторые члены профильного совета утверждают, что в районе бывшего КТЗ и нынешнего КПД-40 строить сортировку нельзя. Аргумент веский — это лишь пять километров от центра города. И даже обещанная фирмой «Ларо» экологическая чистота австрийского завода не убеждает оппонентов его строительства в неизбежности такого шага. Но как тогда объяснить растущие горы мусора, например, в Ленинском районе, всего лишь в 500 метрах от 11-го отделения связи? Если отсюда мусор не вывозят — значит, нет денег. А потому благоухающие розарии на месте многочисленных свалок не скоро зацветут.

До завершения эксплуатации первой очереди Первомайского полигона, кстати, так и пущенной в эксплуатацию де-юре недостроенной и недооборудованной, осталось от полутора до двух лет. За это время нужно не только принять, наконец, решение, что делать с мусором. Но и построить объект, способный мусор сортировать и перерабатывать.

Совет решил направить на обсуждение очередной сессии горсовета вопрос о даче согласия на проектирование сразу двух альтернативных объектов — фирмы «Ларо» и фирмы «Чистый город». Скоро депутатам предстоит дать ответ, какой путь предпочтительнее.

Другие статьи этого номера