Москва делам поверит

В предлагаемых читателям нашей газеты заметках мы берем на себя смелость утверждать, что Севастополь — видный производитель отечественных сельскохозяйственных продуктов. Да, в пригородной зоне пусть и рывками, но наращиваются сборы зерновых, овощей, других культур. Во все поднимающихся выше мясных берегах увереннее обозначается русло молочной речушки, что очень ценно. Но, будем объективны, авторитет городу создают все же виноградари. Своим напряженным трудом они обеспечивают получение 17-20 процентов производимых в Украине янтарных гроздей. На карте страны Севастополь отмечен точкой урбанизированной территории у моря, но в реальности каждая пятая тонна украинского винограда — севастопольская. По отдаче гектара плантаций нам явно уступают Крым, а также Херсонская, Николаевская, Закарпатская области. Мало того, виноградари Севастополя дают шанс родному городу, стране проторить еще одну дорогу на международный рынок.Летом прошлого года мы принимали у себя очередную делегацию москвичей. Нет, не строителей и не университетских профессоров. На сей раз это были ответственные работники департамента продовольственных ресурсов правительства российской столицы. Они задержались у нас на целых три дня.

Делегацию возглавлял заместитель начальника департамента продовольствия правительства Москвы Н.Н.Коробейник. Вместе с ним были генеральные директора крупнейших приватизированных торговых и производственных фирм. Их названия: «Москворецкое», «Кунцевское», «Новые Черемушки», «Перовское», «Алтуфьево» — это география Москвы.

На самом высоком уровне они были приняты в городской государственной администрации. С большим интересом москвичи посетили производственные объекты ЗАО Софьи Перовской, совхоза-завода имени Полины Осипенко, совхоза «Садовод». Состоялась также их поездка в ЗАО «Черноморец» Бахчисарайского района, в совхозы «Победа» и «Весна» Нижнегорского района.

Увиденное и услышанное частично нашло отражение в составленном сторонами протоколе «Программа сотрудничества правительства Москвы и Севастопольской городской государственной администрации на 2002 — 2005 годы, — говорится в этом документе, — предусматривает рассмотрение вопроса создания в Севастополе СП — совместного предприятия…» Естественно, со значительным инвестиционным вкладом Белокаменной. Для реализации этого и других пунктов протокола была образована совместная рабочая группа. Ее сопредседателями стали: Н.Н.Коробейник — от правительства Москвы и директор совхоза-завода имени Полины Осипенко А.М.Зинченко — от Севастополя. Рабочей группе поручили проработку сложнейших вопросов: выбор организационно-правовой формы СП и состава участников, определение места регистрации СП, предоставляемых ему законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Украины льгот в области таможенных пошлин, НДС и акцизного сбора и т.д.

Это, как оказалось, непростые вопросы. Ведь законы Российской Федерации и Украины содержат существенные расхождения. К тому же в нашем конкретном случае деловыми партнерами выступают хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Наличие препятствий почувствовали и москвичи. На это указано в письме руководителя департамента продовольствия правительства Москвы А.И.Бабурина на имя мэра российской столицы Ю.М.Лужкова. «Организация создания совместного предприятия, — говорится в этом письме, — потребует консолидированных усилий правительства Москвы по различным направлениям деятельности с дальнейшим выходом на российские правительственные структуры». В самом начале июля прошлого года обязанности мэра Москвы исполнял В.П.Шанцев — первый заместитель Ю.М.Лужкова. В своей резолюции он распорядился: «А.И.Бабурин, прошу продолжить проработку вопроса и взять на себя координацию дальнейших действий заинтересованных организаций». В.П.Шанцев называет имена, олицетворяющие верхушку правительства Москвы: И.Н.Орджоникидзе, О.М.Толкачева, Ю.В.Росляка и других, которые обязаны подключиться к решению сложной задачи.

К концу прошлого года А.И.Бабуриным был направлен в Севастополь проект постановления «по созданию совместного московско-севастопольского предприятия по производству и поставке на московский продовольственный рынок сельскохозяйственной продукции широкого ассортимента». Руководитель департамента продовольствия правительства Москвы предлагал ознакомиться с проектом и представить свои замечания.

Севастопольцы в лице главы городской исполнительной ветви власти Л.М.Жунько тут же откликнулись, сформулировав свои дополнения и изменения по проекту документа. «К сожалению, — отметил Леонид Михайлович, — законодательством Украины не предусмотрено принятие совместных постановлений органов исполнительной власти различных государств, в том числе и входящих в СНГ».

Тупик? Я беседовал с одним из наших членов совместной группы. Он сказал, что выслушаны юристы, которые обосновали невозможность законодательного оформления СП, теперь черед юристов, способных найти выход из заколдованного круга.

Если бы только препятствия ограничились лишь директивными актами, вздохнул мой собеседник, так нет. Москву, скажем мы по секрету только севастопольцам, заполонили продукты Португалии и других европейских стран. Найти свою нишу на московском рынке предельно сложно, тем паче что отдельные исполнители на местах встречают севастопольцев отнюдь не с распростертыми объятиями. Они служат уже сложившимся связям.

И все же препятствия преодолимы. Нужно лишь проявить волю, что подтвердилось в ходе недавнего визита делегации Севастополя во главе с Л.М.Жунько в Москву. Сама логика и характер проводимой Украиной политики содействуют установлению регионального сотрудничества. В Послании Президента Украины Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 годы» отношениям с нашим северным соседом посвящен отдельный раздел. Государственная региональная политика, сказал Л.Д.Кучма, в указанный период должна обеспечить… «повышение роли регионов во внешнеэкономическом сотрудничестве, активное вхождение регионов в международные организации и формирования, активизацию межрегионального и трансграничного сотрудничества…»

В октябре 2001 года Кабмин Украины принял постановление о мероприятиях по выполнению актов Президента Украины и своих собственных по вопросам социально-экономического развития г.Севастополя. Программой устойчивого развития города Севастополя на 2001 — 2005 годы предусмотрена посадка виноградников на 280 гектарах, садов интенсивного типа — на 70 гектарах. Намечен также ежегодный рост производства вина на 10-15 процентов, шампанского — на 12-15 процентов. Выходит, торговать есть и будет чем. Были бы рынки.

Осуществление этих планов в настоящее время как раз серьезно сдерживает недостаточная реализация продуктов виноделия. Надо ли удивляться тому, что руководители ряда наших хозяйств с надеждой отнеслись к предпринимаемым шагам по налаживанию сотрудничества с Москвой в области агропромышленного комплекса.

Так, руководители двух нижнегорских агропредприятий в осуществлении задуманного проекта по созданию СП выразили готовность пойти очень далеко. Они сказали, что в качестве своего вклада в уставный фонд предприятия внесут пакеты акций своих хозяйств. Двигалось бы дело. Налаживание сотрудничества с таким крупным потребителем, как Москва говорят севастопольцы, побудило бы вывести у нас на новую ступень развития виноградарство и особенно садоводство.

Севастополь осуществляет внешнеэкономические связи с Турцией, США, Японией, Индией, Кипром, Испанией, Китаем… Но самый большой их удельный вес приходится на Россию — 33,6 процента в 2001 году. Хочется верить, что планка в этой области будет поднята на новую высоту.

Другие статьи этого номера