Ближе к середине ХVI века католическая ветвь христианства раскачивалась под тугими ветрами непримиримой борьбы с очередной ересью. Ее несли протестанты. Прогремели две большие войны. Они прошли под названием собранного лютеранскими князьями Шмалькальденского союза. На Тридентском соборе (1545-1547 гг.) папа Павел III продемонстрировал непримиримую позицию в отношении протестантов, он осудил европейских монархов, готовых идти им хоть на малейшие уступки. Сегодня Тридентский собор мы вспоминаем вовсе не потому, что его участники каждый по полену бросили в костер межрелигиозной распри. Триденто (современный Тренто) знаменит тем, что здесь впервые прозвучала знаменитейшая «Аве Мария» («Привет тебе, Мария», «Радуйся, Мария») — произведение, ставшее для католиков чем-то вроде гимна.Как только по радио или телевидению, на концерте объявляют исполнение этого произведения, каждого любителя музыки охватывает теплое чувство. Конечно, мы с нетерпением ожидаем часто звучащего подлинного шедевра Шуберта. Но далеко не всем известно о том, что не один Шуберт в своих сочинениях обращался к светлому образу Святой Марии. Произведения под названием «Аве Мария» писали как композиторы прошлого, так и настоящего: Бах, Каччини, Керубини. Наш современник маэстро Тылык подарил ноты своей «Аве Марии» солисту Киевской государственной филармонии, неоднократно выступавшему в Севастополе народному артисту Украины Пикульскому. Копия доставшегося известному певцу авторского экземпляра нот имеется в нашем городе. Еще один киевский автор Захаренко датировал свой вариант «Аве Марии» апрелем прошлого года.
В предстоящую субботу, 8 февраля, в 18.00 в помещении Севастопольского Матросского клуба начнется, не побоимся этого слова, уникальный, мало того, эксклюзивный концерт «Аве Мария» сквозь века». На нем и прозвучат варианты, версии, если хотите, «Аве Марии» приблизительно десяти авторов.
— Это, — говорит организатор предстоящего концерта заслуженная артистка Украины Т.В.Маркина, — не первая попытка представить «Аве Марию» севастопольским любителям музыки. Помнится, в 1997 году в помещении Художественного музея уже звучала «Аве Мария» Шуберта и некоторых других композиторов. Первый концерт прошел настолько успешно, что по просьбе слушателей его пришлось повторить на следующий день.
Татьяна Викторовна сказала еще, что концерт «Аве Мария» сквозь века» — идея известного ялтинского музыковеда Аллы Куликовской. Но нам более полно ее замысел удается осуществить именно сейчас. Одноименные музыкальные произведения многих авторов готовы исполнить хорошо знакомые и любимые севастопольской публикой Виктория Накорнеева (Севастополь) и Маргарита Строева (Ялта). Наша солистка с крупным успехом выступила недавно в театре имени Луначарского вместе с симфоническим оркестром Крымской государственной филармонии под управлением Владимира Кима. Ялтинская певица с неменьшим успехом выступает в посещаемом севастопольцами зале органной музыки курортной столицы. В богатом репертуаре Маргариты Строевой есть не один вариант «Аве Марии». С солистами выступят музыканты-пианистки Майя Кадырова, Елена Саенко и скрипач Сергей Данченко.
Конечно, в этот вечер на сцену Матросского клуба выйдет и Татьяна Маркина. В ее, как всегда, вдохновенном исполнении прозвучат стихи, посвященные Святой Марии. В далеком ХVI столетии Бартоломеас Рингвальд писал:
Тебе воздать хваленья,
Пречистая, спешим…
О Богоматери писали также Петрарка, Данте, Марина Цветаева, Николай Гумилев, другие поэты.
Образ Святой Марии неразрывен с образом Иисуса Христа. Наиболее он будет представлен в легенде нобелевского лауреата Сельмы Лаберлеф.
В очередной раз Татьяна Маркина встала, по существу, не на проторенную тропу. А этой смелости и ждут от нее зрители. Их круг в аудитории Татьяны Викторовны растет.
На снимке: Татьяна Маркина.