Мы уже сообщали о летней экспедиции Украинской спелеологической ассоциации в Турцию. Целый месяц 20 наших соотечественников, в том числе трое крымчан, влекомые «Зовом бездны» (название проекта), пытались прорваться в глубь земли и таким образом стать на одну ступень с Эдмундом Хиллари и Тенсингом Наргеем — первопокорителями Эвереста, только, конечно, в противоположном направлении. В течение четырех месяцев, прошедших со времени окончания экспедиции, исследователи занимались обработкой полученных данных — сотен протоколов топосъемок, десятков фотопленок. Ученые университета Хастепе и турецкой геологической службы тоже не теряли времени даром, чем очень удивили украинских кейверов, а вот в Турции проект осуществлялся на уровне правительственных организаций. Каковы же результаты?
Древний ледник поработал на славу, засыпая щебнем подземные полости, поэтому до заветных 2000 метров, как правило, не хватало одного нуля. Заделы прошлой экспедиции были разбиты в пух и прах, а два километра специально привезенных для мирового рекорда веревок так и остались лежать в транспортных мешках. Но бывалые спелеологи упорно отказывались падать духом, веря, что количество в конце концов перейдет в качество.
Методически прорабатывая полость за полостью, спортсмены обнаружили перспективную пещеру. Окрашенная у входа на высоте 3000 метров вода вышла на поверхность на высоте всего 600 метров. Дело осталось за малым — повторить человеку то, что смогла сделать вода. Но шахта имела на это свое мнение и не спешила пускать исследователей к заветной цели. Успевшие привыкнуть к пещере люди часто просили ее: «Гюльчатай, открой личико!» Так у подземной полости появилось красивое женское имя «Гюльчатай». Отношение к пещерам как к одушевленным существам — это вовсе не результат спелеологической фантазии, а констатация неоспоримого факта, который могут подтвердить те, кто провел десятки часов под землей. К моменту окончания экспедиции было произведено 84 небольших взрыва, которые позволили преодолеть непроходимые узости и достигнуть глубины 185 метров. Существует ряд признаков, по которым можно определить, насколько зрела пещерная система и целесообразны ли дальнейшие изыскания. Участники проекта считают, что летом 2003 года надо непременно продолжить работу в данной шахте. В свободное время ребята успели провести товарищеский матч по футболу со сборной окрестных деревень. «Это вам не спелеология», — гордо сказали выигравшие горцы.
Спортсменов приятно удивило доброжелательное отношение местных жителей. А еще больше их удивило то, что самые маленькие высокогорные деревни освещены по ночам лучше, чем улицы крымских городов.
Были в экспедиции и элементы мистики. В пятницу 13-го нагромождение камней пришло в движение и едва не отрезало от поверхности работавших внизу людей. Спасла своих собратьев девушка Юля, переложившая с места на место полтонны породы. В течение экспедиции Юле представился еще один шанс спасти увлекшегося работой в забое кейвера, чем она с удовольствием воспользовалась.
А вот симферополец Геннадий Самохин, унесенный бурными водами подземной реки, обязан своим спасением французам, работавшим несколько лет назад в этой пещере и установившим поперек течения толстые бревна, остановившие стремительное движение спелеоакванавта навстречу своей судьбе.
Проливные дожди, заливавшие в то время Европу, не обошли стороной и исследователей. Промокли все вещи, все документы. И только благодаря героическим усилиям Альберта Кондратьева было спасено «знамя лагеря» — эротический журнал.
Бороздя просторы мирового карста, украинские спелеологи не забывают и об отечественных щелях, где проходило их спортивное становление. Так, за последние месяцы были совершены две экспедиции на Караби по исследованию недавно обнаруженной пещеры «Динозавр».