Новый генплан — прорыв города в будущее

До проведения «Прямой линии» с главным архитектором Севастополя Валерием Солодовым в редакцию поступило около двадцати писем с вопросами как частного характера, так и связанными с новым генеральным планом, перспективами застройки микрорайонов и развитием транспортной сети города. Это наводило на мысль, что звонков будет много. Так и случилось. Назначенное время «Прямой линии» еще не наступило, когда позвонил Юрий Фирсов. «На входе в Севастопольскую бухту, — сказал он, — расположены два завода Черноморского флота. Они придают морским воротам города убогий и сиротский вид, загрязняют воздушную среду. Много лет ведутся разговоры об их переносе. Когда же наконец будет реализовано благое намерение прибрежную зону, которая должна принадлежать короне, то есть государству, очистить от промпредприятий и некоторых военных объектов?»- Разговоры действительно ведутся давно. Несколько лет назад был выделен и начал осваиваться земельный участок для заводов в промзоне Гагаринского района, но различные обстоятельства объективного характера препятствовали переносу предприятий, которые сейчас уже не выполняют свои первоначальные производственные функции. По имеющимся у меня сведениям, передислокация заводов начнется в следующем году. По генеральному плану мыс Хрустальный станет рекреационной зоной. Есть несколько проектов освоения этой территории. Окончательного решения пока не принято, но могу заверить вас, Юрий Константинович, что вход в бухту обретет вид парадных морских ворот, станет визитной карточкой Севастополя.

— Валерий Васильевич, вам звонит житель Гагаринского района. Хочу спросить, когда будут полностью использоваться производственные мощности завода КПД-40? Пропасть денег вложили в его строительство, а отдачи почти никакой.

— Завод активизирует свою деятельность. Выпускаемые им архитектурные детали использовались при строительстве так называемого президентского дома, при реконструкции ряда объектов. После введения в строй пропарочных камер будут производиться панели перекрытия, планируется выпуск полного набора архитектурных форм. Кроме типовых деталей и конструкций КПД-40 способен выполнять индивидуальные заказы. Думаю, что такие заказы поступят в процессе проектирования школы-коллегиума и дома, которые будут построены в районе бухты Круглой по решению президентов Украины и России.

— К вам обращается предприниматель Ольга Терещенко. На площади имени 50-летия СССР стоит несколько торговых павильонов, в том числе и мой. Срок аренды земли у нас заканчивается в этом году. Мы предупреждены, что наше землепользование будет прекращено с началом строительства какого-то объекта. В связи с этим опасаемся, что останемся без рабочего места.

— Действительно, там планируется возвести торговый комплекс пассажного типа. Площадь будет реконструирована. Начало строительства пока не определено. Окончательное решение по этому вопросу примет сессия горсовета. У предпринимателей, которые имеют павильоны, первоочередное право участия в долевом строительстве пассажа. Чтобы не остаться без рабочего места, рекомендую вам не упустить момента, когда будет решаться вопрос о долевом участии предпринимателей в строительстве торгового комплекса. Информацию по этому вопросу вы можете получать в управлении градостроительства и архитектуры.

— Я житель проспекта Героев Сталинграда. Не секрет, что в городе немало бизнесменов, которые убивают массу времени, чтобы найти место для установки павильона. Находят, а потом выясняется, что разрешения на торговую точку получить нельзя. То в этом месте проложен кабель, то какие-то другие инженерные сети. Почему бы не выставлять на аукцион лоты по установке малых архитектурных форм?

— Это дельное предложение, над которым стоит подумать. Я поставлю этот вопрос перед руководством госадминистрации и горсовета, тем более что такое намерение уже прорабатывалось, но по некоторым причинам не было реализовано.

— Валерий Васильевич, звоню от имени жильцов пяти одноэтажных домов, с которых по четной стороне начинается проспект Генерала Острякова. Нас обошла цивилизация — печное отопление, природного газа нет. Дома постройки 1946 года, капитального ремонта не было ни разу. Давно пришло время пустить наши хибары под снос, но никто этим вопросом не занимается. В предвыборную кампанию нас обходят даже кандидаты в депутаты.

— Вы знаете, что в городском бюджете средств на капитальное строительство нет. Можно надеяться лишь на то, что кто-то из предпринимателей соблазнится земельным участком, построит на нем секционный дом, а вам предоставит другое жилье. Что касается подключения природного газа, то я по этому вопросу обещаю обратиться к депутатам, которые могут принять решение о выделении в бюджете финансовых средств на газификацию.

— Вам звонит жительница улицы Херсонской Елена Зинченко. На нашей улице пять двухэтажных домов, признанных аварийными еще в 1982 году. Они настолько ветхие, что жильцы одной из квартир второго этажа провалились в квартиру первого этажа. Предусмотрен ли снос этих домов?

— Снос домов и отселение жильцов предусмотрены, но средств на это у города нет. Понимаю, что это огорчит вас, но ничего другого сказать не могу. Остается надеяться на инвестора, который возьмется построить на вашем земельном участке жилой дом или офис, а жильцам предоставит другое жилье. Партнерство бизнеса и власти на сегодняшний день является одним из наиболее реальных вариантов решения социальных и прежде всего жилищных проблем.

— Валерий Васильевич, звоню от имени жильцов 23-го дома по проспекту Генерала Острякова. Вдоль нашего дома сплошной поток машин, владельцы которых из города могут подъехать к своему дому только со стороны проспекта, потому что на улице Николая Музыки одностороннее движение. Весь транспорт пробирается дворами. Надо как-то менять транспортную схему.

— Мне такая проблема хорошо знакома, поскольку живу в этом районе. Выход один — расширить дорожное полотно улицы Николая Музыки и сделать движение по ней двухсторонним. Генеральным планом эта проблема учтена. Предусмотрено также сооружение широтной транспортной магистрали с выходом ее с улицы Руднева на проспект Генерала Острякова, затем на улицу Николая Музыки и по спуску Котовского к вокзалу, где будет кольцевая развязка. Это делается для того, чтобы разгрузить центр города, пропускная способность которого достигла предела.

— Вам звонит инженер-строитель Рохлин по вопросу строительства пятиэтажного жилого дома на месте двух-этажного здания по улице Советской, 16, которое является памятником архитектуры. Просьба запретить разборку существующего здания до землеотвода, разработки и утверждения проекта нового строительства. По этому вопросу я отослал на ваше имя письмо в редакцию.

— Должен вам сказать, что двухэтажный особняк не является памятником архитектуры. Кроме того, особняк признан аварийным. Что касается этажности нового строительства, то проект вертикальной застройки еще не утвержден. Я проверю информацию, которая изложена в вашем письме в редакцию, и документы по границам землеотвода.

— Валерий Васильевич, я ваша коллега, архитектор Раиса Щеблыкина. Когда пойдет троллейбус по улице Маринеско?

— Некоторая подготовка к решению этой наболевшей проблеме уже проведена, но работ еще непочатый край. Как всегда, сдерживающий фактор — недостаток финансирования. По прогнозам, троллейбусная трасса будет введена в строй через три года.

— Владимир Гальцов с улицы Генерала Лебедя. Верно ли, что на площади Лазарева будет подземный переход?

— Площадь в транспортном отношении стала одним из самых сложных участков городского кольца. Пешеходные потоки надо направлять через подземный переход. В нем планируется разместить торговые площади. Одновременно с сооружением перехода будет реконструироваться улица Маяковского, которая станет пешеходной зоной, неким подобием Арбата. С озеленением, скамеечками, стилизованными под старину фонарями и городскими часами. Подобные пешеходные зоны, скверы со временем будут созданы не только в центре города, но и в микрорайонах. Ведь концепция развития города ориентирована на создание культурно-исторического и туристического центра. В соответствии с этой концепцией в районе бухты Омега будет археологический парк с Античным бульваром. Он пройдет параллельно античной дороге, вскрытой в результате раскопок.

— Валерий Васильевич, звонит Илья Павлов с Корабелки. Живу в городе уже полвека. Меня интересуют перспективы развития Севастополя. Был удивлен, когда узнал, что генплана города нет.

— Действительно, генеральный план Севастополя, утвержденный в 1983 году, который, кстати сказать, был удостоен на смотре-конкурсе первого диплома и считался образцовым, рассчитывался до 2000 года. В практике градостроения старым генпланом обычно руководствуются еще лет пять после окончания срока его действия. Сейчас идет разработка нового генплана. Она продлится два года. Это трудоемкая, многоплановая работа, в которой в связи с переустройством социально-экономических, правовых основ государства, легализацией частной собственности необходимо учесть новые аспекты и приоритеты. Если при плановой экономике и социалистическом способе производства градостроительная политика при всех ее недостатках исходила из стабильного финансирования и вполне конкретной государственной идеологии, то сегодня фактор неопределенности в этих сферах делает разработку нового генплана особенно трудной. Но работа продвигается довольно успешно. Разработаны правила застройки города, которые гарантируют последовательное и пропорциональное его развитие, рациональное использование территорий. Эта регламентация, а также учет наших производственных, финансовых, демографических, социальных, природных и других ресурсов и будут учтены в генплане. Он ориентирован на создание в Севастополе экологически безупречной среды обитания, которая обеспечит населению и гостям города полноценный жизненный цикл. Лично для меня, как главного архитектора города, разработка генплана — дело всей жизни. И я не просто надеюсь, я уверен, что Севастополь станет солнечным городом, который будет дарить людям ощущение света, радости и красоты.

Другие статьи этого номера