Угроза войны в Ираке уже несколько месяцев дестабилизирует мировую экономику. Потребители сокращают расходы, компании заморозили капиталовложения, инвесторы переводят средства в гособлигации и золото, цена нефти приближается к $40 за баррель. Бизнес начал всерьез готовиться к войне: наращивать запасы в безопасных регионах, менять транспортные маршруты, страховать военные риски. Цены на нефть, и без того уже поднявшиеся на уровень предыдущей войны в Персидском заливе, могут подскочить еще выше из-за дестабилизации положения в богатом нефтью регионе. Боящиеся энергетического шока импортеры начали усиленно запасаться топливом. Например, четвертый импортер нефти в мире — Южная Корея, покупающая более 70% нефти на Ближнем Востоке, — планирует в марте даже снизить пошлины на импорт нефти и нефтепродуктов.
Война может прервать поток нефти не только из Ирака, но и из соседнего Кувейта, который экспортирует почти все добытое сырье (около 2 млн баррелей в день, или 2,7% мировой добычи).
В это время цена на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) подобралась к отметке $40 за баррель. Представители ОПЕК заявляют, что в нынешних условиях даже увеличение нефтедобычи не сможет остановить рост цен. Торги в Нью-Йорке в конце прошлой недели прошли просто в сумасшедшем режиме.
Война в Персидском заливе может оказать самое непредсказуемое влияние на мировой судоходный бизнес. Скорее всего, перевозки из района Персидского залива, Красного моря будут сокращены; поставки же нефти из других регионов возрастут. Если возникнут проблемы с проходом через Суэцкий канал, придется возить грузы вокруг Африки, и возрастет спрос на крупнотоннажные суда. Но это маловероятно. Хотя General Motors и Toyota, например, серьезно относятся к возможному нарушению сообщения через Суэцкий канал. Они дали указание своим азиатским поставщикам создать на европейских предприятиях этих компаний 10-дневный запас запчастей. Транспортировка вокруг Африки увеличивает стоимость доставки грузов на 30%.
А авиакомпании уже приступили к переориентации своих маршрутов. British Airways и Lufthansa сократили полеты в страны Персидского залива и перевели расквартированные в регионе транзитные экипажи на Кипр. Из-за войны в Ираке может быть закрыто воздушное пространство таких стран, как Иран, Ливан, Кипр, Турция (в двух последних есть базы НАТО). По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) , в случае начала войны объем мирового рынка пассажирских авиаперевозок сократится на 15%.
Страховщики сейчас переоценивают риски. Конкретные же решения будут приняты в течение двух дней после начала войны. Страховщик может вообще отказаться от условий страхования и повысить ставку. От первой угрозы спастись нельзя, вторая приведет к росту стоимости страховки и билетов. Вполне вероятно повышение тарифов на перестрахование на Западе. Прежде всего подорожает перестраховочная защита морских, авиационных рисков и страхование грузоперевозок.
Предпраздничная неделя на рынке наличных Украины окажется под влиянием многих факторов. Во-первых, массовый сброс «зелени» перед покупкой подарков слабому полу. Во-вторых, старт второго этапа либерализации валютного рынка.
В-третьих, напряженность вокруг Ирака с вероятным «баксопадом» в мировых масштабах. В-четвертых, выплата жалованья. Суперпозиция этих и других факторов гипотетически чревата продолжением действующего сегодня отката.
С вероятным началом войны в Заливе курс доллара резко упадет, население начнет избавляться (вынужденно или «добровольно») более активно на фоне демпинга и нехватки гривны.