Зеленые насаждения

— так образно охарактеризовал усилия по защите окружающей природной среды председатель совета экологических общественных организаций А.Н.Демидов, выступая в прениях на коллегии госуправления экоресурсов в г. Севастополе, где были подведены итоги работы за 2002 год и определены приоритетные направления деятельности на 2003 год. В своем докладе начальник управления В.М.Артеменко приводил конкретные данные, которые свидетельствуют, с одной стороны, об интенсивности работы управления по разным направлениям природоохранной деятельности, а с другой — что результаты этой деятельности все еще далеки от желаемого. Город, в котором мы живем

Основное внимание уделялось государственной экологической экспертизе проектов, согласованию мест размещения новых объектов, отводов земельных участков, предоставляемых в аренду. Проводилась работа по регулированию техногенных нагрузок на окружающую природную среду.

Эта деятельность приносит свои видимые результаты. Так, по фактам нарушения природоохранного законодательства предъявлено исков в 3,1 раза больше, чем в 2001 г. Возросли суммы взысканных денежных средств. За нарушения привлечены к административной ответственности 525 должностных лиц и граждан (это в полтора раза больше, чем за предыдущий год). Однако действенность такой работы тормозится тем, что отдельные крупные иски рассматриваются в судах более чем полтора года. Именно так долго, например, тянется суд за самовольные рубки леса в заказнике «Байдарский», и сумма ущерба — 60 тыс. грн — все еще не поступает в казну.

В этой общей картине есть свои особенные черты, которые как раз характеризуют стиль работы управления и выбор стратегических направлений.

Эта проблема для города является одной из наиболее острых. Два года назад на такой же традиционной коллегии рассматривался вопрос о строительстве полигона твердых и бытовых отходов в Первомайской балке. Несмотря на неоднозначность подходов к самому месторасположению полигона, несмотря на остроту дискуссии, присутствующий на коллегии тогдашний министр экологии к радости защитников полигона дал «добро» на его строительство. К чему это привело, сегодня известно.

В докладе В.М.Артеменко подчеркивалось, что эксплуатация полигона началась еще до завершения его строительства. «Имеет место загрязнение земель в результате просачивания фильтрата на рельеф. Полигон работает с превышением проектной суточной мощности на 30 — 50 проц.»

Остается нерешенной проблема несанкционированных свалок. На территории города размещено свыше 100 тысяч куб.м отходов. Перечень образующихся в городе отходов превышает 100 наименований. И только 16 из них утилизируются или вывозятся. На складах Севастополя находится около 25 т ядохимикатов, запрещенных и с просроченным сроком пригодности — это происходит из-за отсутствия в Украине полигона для их размещения, а также надлежащих технологий обезвреживания.

Работа, проводимая райгосадминистрациями по ликвидации несанкционированных свалок, недостаточно эффективна. Причина образования свалок — отсутствие системного подхода, в частности нет разработанных схем очистки территории, оборудованных мест удаления отходов, а в сельских местностях — предприятий по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Есть ряд предложений, в частности по организации частных свалок, и госуправление считает необходимой организацию таких объектов по утилизации твердых бытовых отходов. В связи с этим рассматривается вопрос о размещении в городе частного мусороперерабатывающего комплекса (ЧП ПКФ «Ларо»).

Госуправление поддержало решение Балаклавского райсовета о невозможности использования карьеров Балаклавского рудоуправления и Инкерманского завода стройматериалов для размещения в них бытовых отходов.

И вот еще важный аспект: госуправлением выставлены экологические требования к материалам по сооружению на площадке Севастопольской ТЭЦ подземной атомной теплоэлектростанции на базе судостроительных технологий. Решение о размещении ядерных установок является компетенцией Верховной Рады и Кабмина Украины. Принимая во внимание возможность неоднозначного отношения общественности к реализации представленного протокола о намерениях и вероятность социально-политических последствий, госуправление предложило в соответствии с законодательством провести доскональную оценку влияния объекта на социальную среду.

Одной из наиболее острых экологических проблем г.Севастополя продолжает оставаться сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в акваторию Черного моря. Из-за недостаточного финансирования не выведен на технологический режим комплекс биологической очистки. Не решена проблема канализования Балаклавы. Высокие концентрации загрязняющих веществ зарегистрированы в реках Каче, Балаклавке — наибольшее негативное воздействие на качество воды этой реки оказывает ОАО «Балаклавское рудоуправление им. Горького».

Из-за отсутствия канализации в Байдарской долине неочищенные промышленные и бытовые стоки по-прежнему попадают в подземные воды и реки, питающие город пресной водой. Более того, в этом регионе разворачивают свою деятельность такие предприятия, как, например, производственный участок по разливу питьевой воды ООО «Перлина Криму» в с. Россошанка. Это предприятие является самовольным водопользователем, осуществляет забор воды без лицензии, оно не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ, разрешения на образование и размещение отходов и пр. В связи с этим было вынесено решение на прекращение деятельности этого предприятия.(Заметим, что всего за 2002 г. госуправление экоресурсов за различные нарушения в области природопользования приостанавливало деятельность 15 объектов. В 2001 г. такие решения не выносились).

Нарушителями природоохранного законодательства являются многие предприятия виноразливочного комплекса (ООО «Дарсан», винзавод ГП «Садовод»), совхоз-завод «Качинский».

Продолжают сбрасывать в море неочищенные воды базы отдыха предприятий «Эра», «Байдарские ворота», ГКП «Севтроллейбус». Госуправление выдало предписание о невозможности эксплуатации баз отдыха до устранения указанных замечаний.

По данным управления экоресурсов, выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников превышает 6,0 тыс. тонн. Для региона с ориентацией на курортно-рекреационное развитие задача снижения объемов выбросов является актуальной. До 70 процентов общего объема выбросов составляют выбросы котельных. На территории города их находится более 230 — это без учета котельных воинских частей ЧФ РФ.

В течение 2002 года сотрудниками госуправления был осуществлен лабораторно-инструментальный контроль выбросов 18 предприятий города, в том числе восьми, подчиненных МО Украины, и восьми, входящих в перечень экологически опасных объектов Севастополя. Выполнено около 540 измерений. В 41 проц. случаев зарегистрированы превышения нормативов выбросов.

За нарушения, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к административной ответственности был привлечен ряд должностных лиц. В частности, руководители ВАТ «Электрон», где было установлено 37-кратное превышение норматива выбросов гидроокиси натрия на гальваническом участке. Выявлены нарушения на хлебопекарне ЧП Малько О.М. — отсутствие разрешения и инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Деятельность хлебопекарни приостановлена.

В ходе операции «Чистый воздух» совместно с ГАИ УМВД было проверено 867 автотранспортных средств, 241 из них не отвечало требованиям стандартов.

Комплексная программа развития зеленого хозяйства города отсутствует. С 1972 по 2002 год в установленном порядке не проводилась инвентаризация городских зеленых насаждений. А она должна проводиться раз в пять лет, поскольку целью ее являются разработка планов зеленого строительства, возобновление, эксплуатация и реконструкция объектов зеленых насаждений, проведение в необходимых случаях профилактических, лечебных мероприятий, определение ответственных за их охрану и содержание. Но, к сожалению, сегодня учет зеленых насаждений не налажен (инвентаризация не проводится, снос не учитывается). Город потерял значительную часть своего зеленого наряда. Особенно велик урон в связи с увеличивающимся строительством баров, магазинов, кафе на месте бывших парков и зеленых аллей. А компенсационные возмещения взамен уничтоженных деревьев никак не соответствуют затратам воспроизводства — по идее взамен одного уничтоженного дерева нужно посадить пять, а то и десять новых. Однако коммунальные службы города самоустранились от ведения зеленого хозяйства, контроль выполнения условий согласования сноса или пересадки деревьев и кустарников не обеспечен. Зеленые насаждения не переданы на баланс субъектов хозяйственной деятельности. Госуправление экоресурсов считает важным (и это записано в решении коллегии) вынести проблему развития зеленого хозяйства города на рассмотрение сессии горсовета, чтобы заострить внимание на вопросах обеспечения надлежащего содержания, охраны и возобновления городских зеленых насаждений.

Вот такие конкретные и во многом грустные примеры приводил в своем докладе начальник госуправления экоресуров В.М.Артеменко. Факты эти свидетельствуют и о том, что сегодня далеко не все должностные лица, которые призваны радеть за нашу землю, воду, воздух, море, — далеко не все они прилагают к тому руки и сердца. Забота об окружающей природной среде, о городе, в котором мы живем, — это забота не только госуправления экологии. Это общая забота городской и районных администраций, коммунальных служб, депутатов, руководителей предприятий и учреждений, всех севастопольцев.

Мы вроде бы тоже боремся. Но получается — боремся на словах. На деле же силы неравны. Как у Давида с Голиафом. Так кто же выиграет эту битву?

Другие статьи этого номера