Референдум — высшая сила

Поводом к телевизионному обращению Президента стало подписание Указа о вынесении на всенародное обсуждение проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Украины». Глава государства подчеркнул, что время, прошедшее с момента обнародования инициативы о реформе политической системы, нельзя считать потерянным. Идея вызвала широкую общественную дискуссию, все большее число граждан ставят конкретные вопросы о содержании и сроках реформы. За это время проявился весь спектр отношения к ней: от полного восприятия до абсолютного отрицания. Поэтому важно вывести обсуждение реформы из круга противостояния полярных политических сил — рисковать ее будущим нельзя. «Если политики не смогут договориться — арбитром должен стать весь народ», — подчеркнул глава государства.

Последним аргументом в пользу перемен стали результаты прошедших выборов и подписание политического соглашения между парламентским большинством и правительством, создание коалиционного правительства. Президентско-парламентская модель сыграла очень важную историческую роль в становлении государства. Но сегодня совершенно очевидно, что в действующей Конституции был заложен механизм противостояния законодательной и исполнительной власти. Парламентско-президентская модель, переход к которой является целью реформы, не только устранит это противостояние, но и обеспечит наметившееся взаимодействие ветвей власти. Теперь имеющийся опыт необходимо закрепить в Конституции.

Итак, каковы основные положения предлагаемого законопроекта?

1. Изменяется порядок назначения премьер-министра и формирования персонального состава правительства.

Премьер-министр назначается нижней палатой Верховной Рады — Государственным собранием — по представлению Президента, которому кандидатуру главы правительства предлагает постоянно действующее парламентское большинство. По представлению премьера Госсобрание также назначает членов Кабинета министров. По действующей Конституции (ст. 114) Президент назначает как главу, так и персональный состав Кабмина. Теперь же за руководителем страны остается право назначать только министра внутренних дел, министра по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, министра иностранных дел и министра обороны.

Предусматривается изменить и порядок назначения руководителей центральных органов исполнительной власти, не входящих в состав правительства (по состоянию на 20 февраля 2003 года таковых насчитывается 38). В частности, за Президентом остается назначение главы Государственной налоговой администрации, главы Государственной таможенной службы, председателя Госкомитета по делам охраны государственной границы. Назначение остальных — в компетенции правительства. В то же время Кабинету министров от Президента передаются полномочия по назначению половины состава Совета Национального банка Украины.

Новым является также положение, закрепляющее за Госсобранием принятие отставки правительства.

Такое перераспределение функций возлагает ответственность за проведение реформ и осуществление государственной политики, прежде всего в социально-экономической сфере, на парламент, а также на премьер-министра и возглавляемое им правительство.

В то же время проект предусматривает введение соответствующих механизмов «сдерживаний и противовесов».

В частности, предлагается наделить Президента правом распускать нижнюю палату парламента в следующих случаях: 1) на протяжении 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав нового правительства; 2) на протяжении месяца не образовано постоянно действующее парламентское большинство; 3) до 1 декабря не утвержден Госбюджет Украины на следующий календарный год. Глава государства также может предлагать Госсобранию рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров.

В свою очередь для нижней палаты ВР предусмотрено право принимать резолюцию недоверия всему составу Кабмина, в том числе и тем его членам, которых назначил Президент. Следствием такого решения становится отставка правительства в полном составе, и Президент увольняет назначенных им министров.

Еще одним новшеством станет возможность представления правительством законопроекта «с вотумом доверия». Такой проект подается вместе с заявлением Кабмина об отставке в случае, если соответствующий закон не будет принят в неизмененном виде.

2. Предлагается сократить численность Верховной Рады и преобразовать ее в двухпалатный парламент. В нижнюю палату — Государственное собрание — на пропорциональной основе избираются 300 народных депутатов. (Как известно, сегодня однопалатный законодательный орган, насчитывающий 450 депутатов, формируется по смешанной избирательной системе). Верхняя палата — Палата регионов — будет состоять из 81 человека (по 3 представителя от каждого из 27 регионов).

Такая структура позволит обеспечить максимально эффективную работу парламента и существенно улучшить ситуацию с реальным представительством интересов регионов в ВР. Еще одним результатом станет улучшение качества принимаемых законов, поскольку каждый проект будет проходить своеобразную проверку дважды.

3. Очередные выборы Президента, парламента, Верховного Совета Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления проводить на протяжении одного календарного года. Эта норма будет способствовать укреплению стабильности в государстве и позволит избежать превращения Украины в государство с перманентными выборами и бесконечными избирательными кампаниями. В связи с этим предлагается увеличить срок полномочий парламента и органов местного самоуправления до пяти лет (ныне в соответствии со ст. 141 Конституции — 4 года).

Проект определяет такую последовательность и сроки проведения очередных выборов:

в Верховную Раду — в последнее воскресенье марта;

в ВС Автономной Республики Крым — во второе воскресенье сентября;

Президента Украины — в первое воскресенье декабря.

При этом в случае досрочного прекращения полномочий главы государства и любого из перечисленных органов новооизбранные Президент и органы осуществляют свои полномочия до проведения очередных выборов. Полномочия Государственного собрания не могут быть прекращены в последние шесть месяцев, оставшиеся до очередных выборов. А в случае досрочного прекращения полномочий Президента внеочередные выборы не проводятся, если до очередных остался один год.

4. Практика свидетельствует о преждевременности перехода к бессрочному назначению судей. С учетом этого проекта предлагается установить, что судьи, кроме судей Конституционного суда, избираются Верховной Радой сроком на десять лет в порядке, установленном законом.

Изменяется порядок формирования Конституционного суда. Предлагается формировать его на паритетных началах — Президент и ВР (Палата регионов) назначают по 9 судей. По ныне действующей норме (ст. 148 Конституции). Президент, парламент и съезд судей Украины назначают по 6 своих представителей.

Также устанавливается новое возрастное ограничение для судей КС и членов Верховного суда — 75 лет (сейчас для всех судей предельный возраст — 65 лет). Кроме того, предусмотрена возможность повторного назначения одного и того же лица судьей КС, но не более чем на два срока подряд. Предлагается снять и ограничение относительно срока избрания (ныне — 3 года) председателя Конституционного суда.

5. Статья 5 Конституции Украины определяет, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. В связи с этим предлагается ввести принятие законов всеукраинским референдумом. По новому определению, такие законы имеют высшую юридическую силу, не требуют утверждения органами госвласти или должностными лицами, подписываются Президентом Украины и относительно них не может быть применено право вето.

Другие статьи этого номера