МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Предстоящей премьере спектакля «Мадам» была посвящена пресс-конференция в театре им.А.В.Луначарского. Ее провела режиссер-постановщик спектакля Татьяна МАГАР. Она представила журналистам актеров и художников, работающих над спектаклем.Постановки Татьяны Магар на нашей сцене («Гримерка», «Дом Бернарды Альбы», «Приглашение в замок») пользуются особой любовью зрителей. В них непременно присутствуют психологическая глубина, тонкая наблюдательность, безупречный вкус и особое чувство меры. Мы знаем Татьяну Владимировну в основном как театрального режиссера, однако она является автором и режиссером-постановщиком музыкальных, художественных и документальных фильмов: «Ночь вопросов», «Записки сумасшедшего», «Назар Стодоля», «Батько», «Манускрипт» и других. В своем новом спектакле Татьяна Магар предстала и как автор сценической версии, в основу которой положены произведения Нины Берберовой — роман «Без заката» и пьеса «Мадам».

— Татьяна Владимировна, а почему все-таки Нина Берберова?

— Все очень совпало. То, что пишет Берберова, мне очень интересно и любопытно, очень близко. Ее герои — эмигранты из России — люди прошлого века, люди, которых я люблю. Они очень тонкие, их души очень ранимые. Я слышу их речь, я упиваюсь ею. Таких людей мало в нашей жизни.

— А как вы относитесь к понятию «женская режиссура»? Существует ли она?

— Существует однозначно. Я бы в жизни не смогла сделать того, что делает мужчина, и мужчина никогда не сделает того, что делаю я. Как постановщик, я делаю то, что мне хочется делать. Мужчина интересует женщину. А женщину интересует мужчина.

Имя Нины Берберовой, яркой представительницы Серебряного века, сравнительно недавно было открыто нашим читателям. Большинство ее произведений посвящено жизни эмигрантов из России. Эмиграция — это ее жизнь и ее судьба. Она родилась в Петербурге в 1901 году. Занималась в студии Николая Гумилева. В 1922 году уехала в эмиграцию с известным поэтом Владиславом Ходасевичем, который вскоре стал ее мужем. Круг их эмигрантского общения — Андрей Белый, Алексей Ремизов. Иван Бунин, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Марк Алданов, Максим Горький. Этим встречам посвящена книги Нины Берберовой «Курсив мой», «Железная женщина». Широко известны биографические романы Нины Берберовой «Чайковский», «Бородин». Недавно на сцене театра им. Ленсовета была поставлена ее пьеса «Маленькая девочка». Прошла она и на телеэкране. В 1993 г. во Франции вышел нашумевший фильм Клода Миллера «Аккомпаниаторша» — экранизация повести Берберовой.

Мелодрама «Мадам» — история любви длиною в жизнь. Место действия — парижское предместье. Время — 30-е годы прошлого столетия. Герои спектакля — русские эмигранты первой волны. Дворяне. Аристократы.

Спектакль густо населен женщинами. Главная героиня, Мадам Лидия Гастева, предстает на сцене в исполнении заслуженной артистки Автономной Республики Крым Юлии НЕСТРАНСКОЙ:

— Мне было очень интересно погрузиться в этот мир, в эту эпоху, в обстоятельства жизни моей героини, которой движет отчаянная любовь. Ее первая любовь становится той единственной, которая преодолевает все, что встречается на пути.

А вот что говорит о спектакле народная артистка Украины, народная артистка Татарстана Людмила КАРА-ГЯУР:

— Татьяна Магар создает не просто интересный спектакль, который, я уверена, найдет своего зрителя и займет достойное место в репертуаре нашего театра. Она, как автор и как режиссер, делает это по-женски тонко и по-мужски мощно. Да, Татьяна Владимировна владеет и такой чрезвычайно пленительной женственностью, и такой мощной мужской хваткой. «Мадам» — это произведение о судьбе русской эмиграции, русских аристократах, но в то же время это произведение о нас, о нашем времени. Разорваны человеческие связи. Потеряны идеалы. Утрачены надежды. Но не мы оставили родину, это родина бросила нас на произвол судьбы.

Заслуженный артист Украины Анатолий БОБЕР:

— Я играю одного из мужчин главной героини (а их у нее три), ее любовника. Это было, есть и будет в жизни. Мне никогда не приходилось себя пробовать в ролях, где есть такие деликатные моменты, связанные с грубостью, хамством и наглостью. Я стараюсь оправдать своего героя. Каждый что-то получает и в чем-то проигрывает. Я проигрываю. Но все это — достаточно интересные эпизоды жизни.

Артистка Татьяна ДИКОВА:

— Я люблю этот театр давно, и вот теперь впервые выхожу на его сцену. Париж… Первая волна эмиграции… Дым сигарет… Так вот, дым сигарет — это я.

Артистка Галина ТИГОНЕН:

— Да, дым сигарет — это мы. Наши героини — это цветы. Яркие, броские, но увядающие. вырванные из родной земли. Судьба их известна — они еще какое-то время покрасуются, но они обречены и никогда не смогут прижиться на чужой земле.

Оформляет спектакль заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Госпремии АРК Галина Бубнова. А сценографическая основа была предложена еще одним представителем театрального семейства Магар — Иваном Магаром. Сын Татьяны Владимировны Иван в настоящее время работает компьютерным графиком-дизайнером в Торонто (Канада). Его работы были представлены на выставках в Киеве, Виннипеге, Вашингтоне, Ванкувере.

По словам Галины Бубновой, важно воплотить на сцене ажурный фон романтической истории, передать дух времени, особую ауру Парижа 30-х годов прошлого века. А уже на долю художника по костюмам Татьяны Карасевой выпала задача облачить героев, и прежде всего героинь, в наряды ушедшего времени.

Аромат, дымка, переливы.

Его представляет заслуженный деятель искусств Украины Борис Люля. В спектакле звучит, пожалуй, самая популярная музыка тех лет — из кинофильма Рене Клера «Под крышами Парижа». А постановку танцев, которые всегда присутствуют в спектаклях Татьяны Магар, осуществляет Ирина Пантелеева.

…Итак, «Мадам». Премьера приурочена к Международному дню театра — 27 марта.

На снимках: Татьяна МАГАР; Юлия НЕСТРАНСКАЯ; Людмила КАРА-ГЯУР; Анатолий БОБЕР; Татьяна ДИКОВА; Галина ТИГОНЕН; Галина БУБНОВА.

Другие статьи этого номера